Попытки определения

олько лишь с начала XIX века слово характер начинает употребляться в значении нрав, отличительное свойство, расположение, склонность, душевное свойство человека. Определение характера именно в этих смысловых значениях мы находим в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля: «Характер — нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца».

Философская энциклопедия (1970 г.) определила характер как склад личности, «образуемый индивидуально своеобразными и типологическим чертами и проявляющийся в особенностях поведения, а также в особенностях отношения (установок) к окружающей социальной действительности. Характер обусловливает определенность, устойчивую направленность поведения личности».

Философский энциклопедический словарь (1989 г.) отнес изучение характера к области психологии и определил его как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, «проявляющийся в отдельных его психических актах и состояниях, а также в его манерах, привычках, в сладе ума и свойственном человеку круге эмоциональных переживаний. Характер человека выступает в качестве основы его поведения».

В настоящее время в отечественной гуманитаристике существует большое количество определений национального характера. Вот некоторые из них:

это отражение в психике представителей нации своеобразных исторических условий ее существования, совокупность некоторых особенностей духовного облика народа, которые проявляются в свойственных его представителям традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды и т.д., и которые запечатлеваются в национальных особенностях культуры, других сфер общественной жизни[3].

это совокупность психологических специфических черт, ставших в большей или в меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных экономических, культурных и природных условиях нн существования[4].

это элемент народного самосознания; представление народа о самом себе, в основе которого лежит набор предметов или идей, кото-рые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций[5].

совокупность определённых, наиболее распространённых для данной национальности, особенностей восприятия мира и возможных реакций на него[6].

психофизиологическая особенность нации, обусловленная ее генофондом; комбинация природного и социального начал[7].

наиболее устойчивый тип личности, наиболее часто встречающийся в данной нации[8],

отражение в психике представителей нации своеобразных исторических условий ее существования[9].

исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей этнической группы, которая определяет привычную манеру их поведения и типичный образ действий, проявляющаяся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к своей и другим этническим общностям [10].

специфические для данной этнической общности социально-психологические черты [11].

стержень национального самосознания, не наследуемый от предков, а приобретаемый в процессе воспитания, проявляющийся в групповых действиях, особенно в процессе межэтнического взаимодействия[12].

это неповторимое сочетание отличительных черт данной нации; каждая нация – индивидуальность, живая целостность, главными признаками которой являются особенности психического склада типов мышления [13].

итог («концентрированное выражение») исторического пути народа и его культуры, на основе чего он составляет отрефлексированное представление о самом себе и об окружающем мире, позволяющее создавать свою систему фундаментальных жизненных принципов, установок, правил, традиций[14].

переходящая от поколения к поколению сложная совокупность отчасти генетических, но в основном социо-психологических, социальных и духовных черт (качеств, свойств) народа, проявляющихся в его поведении, мировоззрении и культуре[15].

совокупность нравственных, культурных, политических и иных представлений и качеств, свойственных определенному этносу и закрепленных в его традициях, нормах, стереотипах[16].

это философская категория, выражающая синтез этнического и социального в развитии общества как целостной системы, отражающая процесс объективации константных свойств менталитета в социокультурные ценности; системное качество, связывающее общее и единичное, обеспечивающее формы перевода этнонационального бытия субъектов в социально-исторические и государственные формы их жизнедеятельности[17].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: