Лов – коллективное занятие

Улов делили по паям (только мужчины). В XIX – XX вв. лов сетями «гарва» - большого размера и ячея 10 см. Устанавливалась поперёк течения реки, ловили рыбу, идущую на нерест.

Рыба из озёр использовалась в семья. Сёмга продавалась русским купцам. Обычай деления первого улова сёмги между пайщиками.

Охота:

На рубеже XIX-XX вв. – сухопутная охота.

Объект: тундровый зверь и птица. Нерпа и гренландский тюлень.

Одно из древнейших занятий саамов. Охота на дикого оленя, лося, медведя, позднее – охота на пушного зверя: белка, соболь, росомаха, бобёр, песец, заяц, лисица.

К концу XIX в. их количество резко упало, сократился доход, упало значение охоты. Раньше охота на оленя с помощью лука и стрел, позднее – с помощью огнестрельного оружия. Весной охота по насту на лыжах – голицах, олени настом ранили ноги. К середине XX в. количество оленей сокращается. Середина ноября – апрель – охота на пушного зверя.

Дифференцирование по районам:

Лес: запад, центр – лиса, белка, куница, горностай.

Тундра: север, восток Кольского полуострова – песец.

Охота с ружьём, на лыжах с собакой, использование капкана с приманкой из патронов. Дымокур.

Белая куропатка – силки из льняных нитей или оленьих жил.

Морской зверобойный промысел: нерпа, морской заяц, гренландский кит.

Сети ставили летом у берега – ловушка для нерпы. 15 см – размер ячеи.

Ружья для нерп.

Зимой – бросовая охота на тюленя. С середины февраля до середины апреля около Белого моря, туда самки приходили рожать. Белек – детёныш тюленей, убивали палками.

Материальная культура:

Рубеж XIX – XX вв. Несколько форм жилищ:

- веяжа / вежа / киягге – шалаш. Каркасная стационарная постройка из жердей и покрытая деревянной корой и дёрном. На местах рыбного промысла. Форма – усечённой 4-гранной пирамиды (иногда 6-8 граней). На 1 венец углубляется в землю. Вход на юг. Размер 3х3 м.

Двери: 1. Вход на юг для повседневных нужд. Из досок, на петлях. Открывается наружу. Снаружи – прикрыт полотном.

В противоположной стене «поас» с ритуальным значением охотничьего и рыболовецкого промысла, для возвращения с добычей. Женщинам запрещено.

К к. XIX в. поас постепенно исчез, на его месте – окошечко, затянутое рыбным пузырём без ритуального значения, для света. Потом и окно перестали делать.

В центре – очаг для варки и света. Круглосуточный огонь. Очаг окружён камнями. Сверху крюки для посуды. Очаг разделён между частями жилища. Оленьи шкуры – постели. У входа – место для женских занятий и родов. За очагом – священное место, чистое место – «липс» / «луж», огораживали досками с трёх сторон, здесь хранили иконы, пищу, утварь. Наступать на доски нельзя.

Распределение мест: глава направо от входа, там же хозяйка. Слева – дети и работники. Гость – на месте хозяина. Если в веже 2 семьи, то каждой по половине. Когда-то вежа – основное жилище, потом – срубное, вежа – временное жилище для промысла.

- пырт

Длинное жилище в зимних погостах. Впервые упоминается в к. XVIII в. Появляются там, где были контакты саамов и русских. Распространены по всему Кольскому полуострову. Сосна / ель, покрывается плоской, односкатной, чуть наклонной крышей, сверху – дёрн. Рогатые – двускатные крыши.

S = 10 – 16 м2

h = 1,5 – 2 м

Выход – вход – дощатая дверь + сени из досок / сучьев / кольев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: