Сексуальные практики в арабском мире и герметическая символика

Арабо-персидский мир также был знаком с мистико-оргиастической практикой. Однако дошедшие до нас свидетельства очевидцев и путешественников были скорее вызывающими скандал, чем наполненными серьезным анализом данных явлений. Существует, правда, недавно опубликованное исследование труппы авторов,2 содержащее сведения о различных сексуальных практиках, встречающихся среди населения Северной Африки. Соитие с женщиной часто рассматривается там как один из способов накопления духовной силы (barakah), используемый при первоначальной подготовке будущего адепта к посвящению. Конечно, он применяется не для всех, а только для тех, чей темперамент предрасположен к сексу — и это только одна из стадий "подготовки пер-воматерии".3 Еще одна интересная деталь: часто секс используется чтобы научить человека противостоять гипнотическим воздействиям. Впрочем, "очарованность" в тантрической практике рассматривается как серьезная опасность, как любовный обморок и растворение в женском, исключающее активный мужской экстаз maha-sukha. Как в тантре, так и в арабском мире средством противостояния такой расслабленности считается половое сношение с обычной точки зрения "противоестественное". "За норму при инициатических практиках принято сношение, не заканчивающееся семяизвержением. Мистические союзы, с участниками которых мы встречались, специально держат на содержании берберских девушек, используемых для такой

1 7Ш, р.409.

2 Introduzione alla magia quale scienza dell'Io v.III, p.365-374. ("Experiences chez Ies Arabes").

3 Ibid., p.371.

практики. В каждом случае применяется особая оккультная подготовка — dhikr, и ей подвергаются молодые женщины, прежде чем их допускают к этой практике. В течение всей ночи, во время которой продолжается непрерывное сношение, араб пьет особый чай, заваренный со специально приготовленными травами, сила которых стимулирует продолжение действия в течение очень долгого времени".1

Автор цитируемого очерка добавляет: "Цель этой практики двойная. Прежде всего научение мужчин самообладанию, способности противостоять соблазнам, привносимым извне чувствам, физическим и психическим, дабы, господствуя над семяизвержением, суметь избежать его. Для молодых женщин, объектов практики, цель противоположна — научиться переносить и терпеть все извне происходящее. При этом, если мужчина видит, что женщина начинает плакать, то есть терпит "поражение", он должен научить ее подчиняться установленному порядку. Столкновение воли к власти и сопротивление ей создает психологическую травму — ее следует превратить в способ соединения со сверхчувственным.2 Правда, в таких случаях, вплотную приближающих человека к паранормальным состояниям, очень велика опасность впадения в безумие, если, конечно, не соблюдена верная ориентация.3 Это надо иметь в виду.

Происхождение подобных практик явно суфийское. Суфизм описывает состояние fanah (тушение), за которым следует badah (утверждение). Мы уже цитировали Ибн Араби, который, разъясняя сакрализацию полового союза, отождествляет женщину с "космической натурой". Можно и дальше цитировать этого мастера суфизма: "Когда мужчина любит женщину, он желает наиболее полного соединения с ней, какое может дать любовь; но в рамках мира форм, составленного из элементов, нет союза более тесного, чем брачное соитие. Тогда желание охватывает все части тела, и поэтому священный закон предписывает полное омовение плоти

1 Ibid, р.371.

2 Ibidандрог р.372.

3 Ibid, р.371.

после супружеского акта, подобное тушению пожара -ведь у мужчины любовная страсть к женщине охватывает все его существо. Но Бог ревнует Своего раба, не терпит страсти ни к кому, кроме Самого Себя. Потому требуется очищение, но еще лучше прямой разворот — в Его объятия — по существу, иного и не дано."1 Такое сгущение растворенного перед лицом женщины существования и обращение его к Божеству делает иллюзорным любое индивидуальное плотское желание: возможно, именно это и является ключом к оперативной мистике ислама.

В европейских традициях Средних и последовавших за ними веков легко проследить аналогичные подходы. Мы уже говорили о таких каббалистических течениях, как Братья Свободного Духа; у них, однако, были скорее просто проявления мистического эротизма, чем особые правила собственно полового сношения. Нельзя, конечно, исключить, что в более тайных кругах было иначе. Так мы уже упоминали приписываемый Исааку Голландцу герметико-каббалистический текст "Asch Mezareph", в котором используется символ копья Финея, пронзающего пару грешников так, что и грех преображается в чудо — возможно, здесь речь идет именно о тантрической технике подъема virya во время любовного акта. Есть и параллели с одиннадцатым "Ключом" Василия Валентина. Этот "Ключ" изображает двух женщин -наездниц, восседающих на двух пожирающих друг друга львах; каждая из них держит в руке сердце, из которого, подобно стеблям, растут, смешиваясь друг с другом, флюиды Солнца и Луны. В углу изображен пеший воин в накидке, он поднял шпагу, готовый нанести удар.2

Последний аркан Таро, называемый "Дьявол", также, по-видимому, имеет отношение к сексуальным процессам. Центральную его фигуру чаще всего отождествляют

с тайным идолом тамплиеров Бафометом. Это андрогин3 с козлиной головой и пентаграммой во лбу. Правая и

1 Ibn Arabi. L Sagesse des PwpMtes. tnid T.Butckhaidt, Paris, 1955, p.l87-189.

2 B.Valentin. Practica, cttm cluodelim clavibus et appendice, de Magno Lapide an-tjquorum Sepientum. Frankfurt, 1618.

3 Точнее — гермафродит. (Прим. перев.)

левая рука соответственно указывают на алхимико-гер-метические формулы Solve et Coagula ("растворяй и сгущай").1 В правой руке под знаком "Solve" фигура держит пылающий факел, указывая, по-видимому на внутренний свет, озаряющий действие. В левой руке — мужской и женский половые органы под знаком "Coagula", что, по-видимому, акцентирует магическую "фиксацию" образования андрогина. Кроме того, внизу, внутри иероглифа, расположенного на пьедестале, можно заметить демонов мужского и женского пола, возможно, обозначающих участвующих в практике мужчину и женщину, как бы под знаком андрогина с пентаграммой. Мужчина, поднимающий левую руку к горящему факелу, делает ритуальный благословляющий жест, в то время как правая его рука покоится на гениталиях; женщина же направляет правую руку во внутреннюю часть андрогина; левая ее рука также указывает на признаки пола. Находясь ближе к знаку "Coagula", изображение женщины несет смысл "сгущения астрального света" в состоянии флюидического опьянения, переживаемого именно ею в ходе "операции". Среди размытых темно-двусмысленных значений иероглифа, явно поливалентных, одно из наиболее очевидных относится к инициатической половой магии.

В подлинном герметизме — тайной Доктрине Запада, сохраненной в языке и работе алхимиков — толкование с точки зрения пола является одним из возможных толкований текстов; это, конечно, не означает, что следует осмысливать всю множественность этих значений и ограничиваться указанным толкованием. Но наличие эротической символики очевидно. Вообще в герметизме эротический символизм отчетливо заметен, а процессы, изучаемые этой наукой, могут быть описаны также в терминах половой магии. Мы уже упоминали о роли андрогина в данной традиции, Rebis'a. В старых греческих текстах также сказано, что сущностью Великого

1 Не исключено, что здесь имеет место "контринициатическая" подмена первоначальной как тамллиерской, так и алхимической символики. Это требует дополнительного и беспристрастного исследования (Прим. перев.).

делания является соединение и мужского и женского.1 В алхимии мужское начало — Сера, тождественная принципу "Я" и божественному началу (греческое наименование серы????? это подчеркивает). Женское же начало выступает под многими именами: Меркурий (Ртуть), Вода Жизни, Первоматерия, Универсальный Растворитель, Божественная Вода и т.д. Все это — "Дама Философов", в то время как "Золото Философов" или просто "Золото" — восстановление мужского начала.

"Наше телесное Золото, — говорит Филалет, — это мертвец, соединившийся со своей супругой. В нем сокрьгго присутствует и развивается внутренняя Сера." О женщине в алхимическом трактате грека Остонуса сказано: "В тебе сокрыта страшная и чудесная тайна".2 Первая фраза "тайного союза" — растворение; при этом Женское или Ртуть (Меркурий) является активным растворителем. На этой стадии — "Работе в черном" или nigredo, мужчина или "Король" мертв. Сокрытая субстанция, претерпевающая прохождение сквозь этот кризис, именуется "Телесным Золотом" или "Вульгарной Серой"; эта форма предваряет проявление личного начала, "физического Я". После соединения с Меркурием или Божественной Водой его покров сорван. По прошествии кризисного состояния наступает состояние экстатическое, рождается свет, появляются "голубки Дианы" — Великое делание вступает во вторую фазу, albedo, "Работу в белом"; это уже более позитивное творческое проявление "женского порядка", "порядка Луны". Однако в ходе всего процесса мужское начало, называемое в текстах "Мечом Мудрецов" или "Несгораемой Серой", остается неизменным (не возгорается и не исчезает); оно, подобно Мечу, не подвержено никаким искажениям и сохраняет свою сущность среди текучести перемен, неизменно оставаясь "принципом" ("семенем") нового — стадии развития. Затем наступает то, что в Opus alchemicum называется третьей фазой, "Работой в Красном" или rubedo; экстатическая "увертюра" завершена. Сера и Огонь снова активны, мужское

1 Introtius apertus ad ocelusum regispalolium. ch. I.

2 Apud. Berthelot cit, p.8.

начало, "выжив", вступает в реакцию с внизу лежащим миром и господствует над женским (в Turba Philosophorum сказано: "Мать всегда более сочувственно подвластна Сыну, чем Сын Матери"). Мужское растворяет в себе женское, преображает его природу. Это и есть Союз Короля и Королевы, омытых и обнаженных, таинственно именуемый "Инцестом", образующий коронованного андрогина, "всесильного" и бессмертного, соединившего Солнце и Луну.1

В той степени, в какой процесс герметического искусства относится к человеку и отражает процесс творения, космического проявления в его сущностных моментах, Великое Делание обнаруживает ту же герметическую символику, что пронизывает сексуальные практики тантрического типа. Однако, несмотря на широкое использование эротической символики (некоторые тексты прямо говорят о coitus'e Короля и Королевы, а изображения содержат эротические позы,2 древние мастера герметизма соблюдали воздержание; для соединения с женским началом, обнажения Дианы, обладания Гебой и последующего opus transformationis — создания коронованного андрогина им не нужны были физические отношения с женщиной. Правда, во времена более поздние многие последователи герметизма не исключали для себя "пути Венеры" и интерпретировали его в соответствующих терминах.

Речь идет прежде всего о среде, к которой, видимо, принадлежал и о которой рассказывал Густав Майринк,

1 Вот некоторые уточнения 6 ходе Великого Делания, особенно его второй стадии. Герметические тексты гласят: "Женщина берет преимущество над мужчиной, господствует над ним вплоть до привнесения в его природу изменений и не оставляет его до тех пор, пока не забеременеет. После этого мужчина собирает силы и берет над ней преимущество. Господствуя, он затем оставляет ее одну, но похожей уже на него". "Философская Ртуть есть растворяющая Вода. Король мертв и воскрес, ибо Вода убивает и оживляет. Философы называют ее Жизнью и Восстановлением; цвет ее белый". "Коща Вода создает совершенный и фиксированный раствор, она называется Ключом Жизни, Природой, обнаженной и свободной Дианой". "Прометей представляет собой Серу, оживленную Небесным Огнем". (АЛ Pernety.

Dictiormaire mitbo-bermetique. Paris, 1758,??.220,237,267,407.)

2 См. воспроизведения у К.-Г.Юнга PsyAologie und AJcbemie. Zurich, 1944, р. 167,226,266.

среде, в которой исповедывались весьма специфические доктрины, то тут, то там встречающиеся среди романских народов. Ярким представителем этих кругов был Джулиано Креммерц (псевдоним Чиро Форнисано), деятельность которого разворачивалась в Италии в конце прошлого и начале этого века, создатель особой организации "Цепь Мириам".

57. "Цепь Мириам" и "пиромагия"

В самом названии "Цепь Мириам" звучит множество отголосков. Христианское мистическое богословие говорит о Марии, Деве Богородице, theotokos, которая, будучи воплощением Церкви и Подательницей сверхприродной жизни, рождает Самого Бога, "Христа внутри нас". Еврейский эзотеризм содержит идею Шехины — мистической силы женской полярности, воплощенной также в инициатических сообществах. Л.Валли отмечает, что на тайном языке "Адептов Любви" "дама" означала не только "Святую Премудрость", но и их собственную организацию. Схожую концепцию мы встречаем и в школе Джулиано Креммерца: "Мириам", его "жена" или, что то же самое, — флюидический двойник, есть одновременно и мистическая сила возглавляемого им союза, витающая превыше каждого из его членов и посвятительно-"иллюминативная" цель всех их духовных практик.1

Среди текстов, оставшихся после Креммерца, мы находим упоминания о "пути Венеры", возжигающем "психический огонь". Следование этим "путем" и есть "пиромагия" — она заключается в особой близости без физического контакта с лицом противоположного пола — совершенно аналогично средневековым формам поклонения "даме". Что касается самого слова "магия", то Креммерц говорил: "Магия — это активное завоевание сознания. Она есть полная и абсолютная компетенция

1 В IV главе "Fascicoli della Muriam" сказано: "Как велик наш удел? — появляется Мириам — какой триумф! — она быстра, как тьмы тем — светится! — озаряет! — сияет!

мужчины, но он не может ничего, если не использует женщину в качестве реципиента".1 Женское начало — это одновременно и флюид, возбуждающий волю мужчины, и ее носитель в процессе "интеграции андрогина". С подобными идеями мы уже встречались неоднократно. Женщина оказывается своего рода медиумом, подчиненным мужчине, и одновременно его дополнением. Первоначальная задача мага — достичь единства в любви, "исключающего всякую. нечистую мысль".2 Креммерц считал, что задача оперативной половой магии — "овладеть женщиной как собственной флюиди-ческой противоположностью".3 Это — естественное продолжение идеи "комплементаризма" или "полярности" как основы всякого эротического притяжения. "Где начинается дух и кончается плоть — вот основной вопрос всякой любви".4 Вот как характеризует Креммерц переход непосредственно к "Пиромагии": "Любовь становится священной, когда встречаешь душу в магическом трансе. И физическое, и тонкое тело — все в человеке охвачено таким глубоким магнетизмом, что он начинает ощущать мир уже не как человек, но как гиперфизическое, гиперчувственное существо, лишь в истоках своих человеческое".5 Креммерц признает, что мгновения такого состояния свойственны всякой любви, однако "трудность заключается в том, чтобы их сделать определенными и длительными".6 Физическое влечение на самом деле здесь только мешает, парализует, препятствует. По терминологии Креммерца, в любви бывает два состояния: состояние мага — активное, и транса — пассивное. Когда то и другое налицо, тонкие тела мужчины и женщины не просто касаются друг друга —возникает возможность приведения в действие всего "нефизического", что есть в человеке и окрест его.7

1Орет Отша. edандрогLTJniversale di Roma". Roma, 1951, v.I, p.351-352

2 Ibid, v.I,?.190.

3 Ibid. V-If p.146.

4 Ibid.y v.II, p.397.

5 Ibid, v.II, p.326.

6 Ibid., v.II, p.327.

7 IbJd,?.?, p.327.

Креммерц утверждает, что "сквозь двери любви" мы входим в мир магии, пронизанной стихией Руг, "магического огня". Глядя на возлюбленную физическими очами, человек прозревает ее внутренне (veniri вше veste Diana). Но чем сильнее любовь, тем страшнее опасность "срыва". Ведь любовь — прежде всего искусство, и Креммерц раскрывает его тайные цели так. 1. Возжечь и усилить священный огонь. 2. Как сделать его постоянным и какими угольями питать. 3. Посредством звезды Соломона (состоящей из двух треугольников,? и V, обозначающих мужское и женское, активное и пассивное), достичь соединения с внутренней сущностью.1 Надпись на римском памятнике, именуемом "Герметическая дверь", Rex igne redit et conjugo gaudet occulto,2 является как бы эпиграфом ко всему, связанному с Креммерцем и его школой.

В его многочисленных книгах мы можем найти конкретные детали и правила "флюидических объятий".3 Прежде всего, Креммерц говорит о необходимости того, чтобы эрос, главный "инструмент работы", не был просто половым влечением и жаждой, но именно любовью, тонкой и одновременно широкой, строго говоря, даже не поляризованной физически, но от этого не менее интенсивной. "Желать душу, все бытие в целом, так, как желают плоть". Такое духовное соединение без физического соития происходит следующим образом: "Эрос вызывает флюидическое соприкосновение, а флюидиче-ское соприкосновение в свою очередь усиливает эрос. Возникает немыслимое головокружение, непереносимое для обыкновенных мужчин и женщин. Любить, желать, неподвижно, продленно, взаимно и даже взаимно-вампирически, так чтобы все существо входило в зону головокружения. Вы оба соприкасаетесь всеми участками тел, но тел тонких, в тонких объятиях. Опьянение проникает в кровь и передается из крови в кровь, друг в друга. Все завершается взаимным и нескончаемым экстазом".

1 Ibid.y р.332.

2 Король воздал пламенем и возрадовался тайному браку (лат.).

3 Introduzione alla Magia quale scienza dell'Io. cit., v.I, p.248 sqq.

В анонимной монографии "Магия союзов"1 один из учеников Креммерца развивает взгляды учителя уже в чисто тантрическом духе, одновременно используя гер-метико-алхимическую символику. Согласно этому анониму, флюидические объятия без физического соития есть лишь начальная, подготовительная ступень. После их осуществления процесс должен перейти на физический план. "Поднявшись до магического эроса в бестелесных объятиях, следует опуститься вниз, в область секса, и устремиться в объятия телесные". Однако, чтобы не ослабить и вовсе не разрушить магическое поле, не стать жертвой "любви, которая убивает", надо следовать основному тантрическому, даосскому и арабскому правилу — не допускать семяизвержения.

Дополним сказанное несколькими деталями ритуального характера, изложенными автором, который приводит различие между двумя "режимами" — Воды и Огня, Женщины и Мужчины, Луны и Солнца — в классическом стиле герметизма. В частности, он утверждает:2 "Когда двое соединяются, а финальный спазм превращен в длящийся процесс, можно говорить о достижении прекрасного, о космической экзальтации. Но и это состояние не является наивысшим, а потому не отождествляй себя с ним, не сливайся с ним, не сосредотачивайся на нем. Если с тобой это все-таки произойдет, то ты не овладеешь космосом, твой путь прервется на эротическом мистицизме, да и его погубит. Достигнув этой, почти нирванической, красоты, ты должен ее отвергнуть и тем обрести силу Огня, который некоторые даже называют "Огнем против природы". И только тогда режим Воды уже пройден. Женщина побеждена, Материя очищена от присущей ей влажности". Произошло возвращение к чистой активности — женщина "с присущим ей ядом" была лишь средством на пути к этому возвращению. Как при Великих Мистериях, достигнуто анти-экстатическое (точнее, сверх-экстатическое) состояние, о котором мы уже говорили, цитируя Mandfikya-upanishad. В связи с этим надо иметь в виду принци-

1 ibid,. II, р.263-368.

2 Здесь и далее Ibid., р.371-372.

пиальное различие между участниками процесса, мужчиной и женщиной: 'Участие женщины ограничено экстазом и достижением сексуального акме. Дальше этого она по знакам собственной природы пойти не может'. Это полностью соответствует тантрическо-буддийской терминологии Vajrayana и даосской доктрине выделения и усиления чистого yang.

Как и сам Креммерц, цитируемый автор настаивает на проведении "операции" в изолированной комнате, "насыщенной особыми ароматами и "посвятительными знаками". Это помещение должно стать "роковым местом, где ты должен сначала добиться полного изменения сущности женщины, а затем и войти в нее — там произойдет ваше взаимное головокружение, а затем двойная операция — объятия душ, а следом за ними и тел, и только потом — возгорание света".1 Так мы вновь возвращаемся к агора, тантрической транссубстанции и "реальному присутствию".

Из всего написанного на эту тему данные два текста указывают на тайны инициатической половой магии наиболее откровенно, почти без прикрытий. Те же мотивы встречаются и в других современных источниках, если, конечно, они не принадлежат к разряду простых мистификаций. Встречается и такое.

58. "Свет пола" и "телемский закон"

Первый из упомянутых в заголовке источников действительно очень сомнителен, "Свет пола" — название, объединяющее несколько брошюр, опубликованных в

первой половине нашего века госпожой Марией де Наг-ловска. Помимо идей, уже нам известных, эти брошюры наполнены большим количеством чисто личных домыслов, ярких, но очень неточных формулировок. Кроме того, многое просто рассчитано на эпатаж: помимо всего прочего, хотя это и не главная ее тема, М. де Наг-

ловска провозглашает свой "сатанизм". Судя по всему,

1 Jbid, р.376.

сведениями своими?. де Нагловска обязана прежде всего связям с известными русско-кавказскими,1 а также, возможно, хасидскими, кругами. В целом ее концепция совпадает с положениями, изложенными в § 34, с идеями циклического развития, символизируемого "космическими часами". Первая фаза — нисхождение Бога в "природу", "Сына" в "становление", мужского в женское. Именно женщина — Шакти — господствует на этой фазе. Это выражается цифрой 6, расположенной в низшей точке часового кадрана, то есть, если смотреть с точки зрения "нисхождения арки", то в самом ее низу, "где женщина господствует над мужчиной, а дух пленен материей и бьется в ее внутренностях". Это граница бездны; дошедший до этой границы умирает и возрождается к вечной жизни. Шестерка — точка "опасного перехода", поворота, "наивысшего испытания".2 Именно там, на краю бездны, возможно использование элементов половой магии, связанных со встречей женского начала и основанных на главном тантрическом принципе "победы над злом через его преображение в добро".3 Женщина — дверь, отворяя которую входишь как в область смерти, так и в область Жизни. Половая похоть "привязывает мужчину к женщине не ради Жизни (Жизнь = Бог), но ради Смерти (смерть = сатана). Ева — поле борьбы Жизни со Смертью.4 В решительный момент испытания мужчина "вновь встречает" "супругу', влекущую его в ней "потонуть", но не в смысле "падения", а в смысле погружения "в смерть и в становление". Задача его — сохраняя сознание, не потерпеть поражения, 'но достойно выйти. В этом контексте женщина оказывается Janua Coeli, средством освобождения. Пройдя фазу упадка, отмеченную шестеркой, победитель начинает восхождение к точке Zero космических часов, к нулю. В этой точке он — сакральный Ко-

1 Речь идет о последователях Г.И.Гурджиева (Прим.перев.).

2 M. de Naglovska. Lente васгё de Гатоиг magique. Paris, 1932, р. 16-18.

3?. de Naglovska. Le mystere de la pendaison. Initialon, satanique selon la doctrine du

troisteme terme de la Trinite. Paris, 1934, p.11-12. Автор пишет: "Разлив страстей есть не что иное, как неумение владеть возрождающимся алом".

4 М. de Naglovska. La Lumiere du Sexe. Rituel d'initiation satanique. Paris, 1932, p.56-

57.

роль, свободный от уз материи. Таков ритуал "второго брака, порождающего Мессию".1 Все это, кажется, нашло отражение не только в абстрактно-символических рассуждениях, но и во вполне конкретных сексуальных практиках. И, кажется, техника их опять-таки как-то связана с тем же правилом не-извержения семени. Сама Мария де Нагловска различает при этом две "операции" Первая является гак бы ключом ко всему процессу. "Проходящий испытание должен остаться сухим до конца, ибо сказано — не дозволяй священной силе кристаллизоваться в жидкую смерть. Ведь есть опасность смерти (вероятно, все-таки не физической — Ю.Э.) в случае неудачи на этой стадии (как утверждает Нагловска — Ю.Э.), женщина бессознательно предает себя дьявольской операции".2 Абстрактно понимаемое слово "дьявольская" означает не что иное, как сверхъестественное "усиление yang", в точности по даосским рецептам диссолютивного соединения, в то время как собственно инициация следует после и отдельно. Этовторая операция, в ходе которой мужчина приносит себя в жертву сияюще женскому" в постоянно длящемся сублимированном священном соитии, в котором женщина более не находится в дремлющем состоянии. Мужчина выходит из этого испытания с "потрясенным разумом", безумным, как об этом говорят все тайные учения. Он меняет свою природу и превращается в но вого человека.3 Состояния женщины в ходе обеих опе раций — "дремлющее" и "бдящее" — можно отождест вить с усыплением и пробуждением внутри нее "обна женной Дианы", трансцендентной женщины; состояние же "потрясенного разума" тождественно йогической

1 Ibid р.56-57. р. 17-18. Об элементах сатанизма, хотя и очень примитивного, здесь, пожалуй, все же можно говорить. Согласно Отцам Церкви, антихрист, то есть ложный мессия, должен родиться "от мни мой девы-блудницы". Некоторые, очень отдаленные построения мы находим у М. де Нагловска, однако ясно, что здесь речь идет не о "глубинах сатанинских", но о профаническом "великосветском" флирте с данным персонажем, по уровню мало чем отличающемся от вульгарного столоверчения. Впрочем, любой сатанизм примитивен (Прим. перев.).

Lumiere du Sexe. р. 112-П3.

Ibid., p.l36-137.

"смерти manas'a". Что касается второй "операции", с участием "пробужденной женщины", то Мария де Нагловска отсылает интересующихся ею к другому своему

сочинению, довольно сложному для понимания. Там упоминается, что во время "второго ритуала" любовного акта "вибрации не должны приносить женщине локализованного удовольствия, ибо такое удовольствие есть прерогатива мужчины". Это не так банально, как кажется на первый взгляд, — все ранее сказанное о половой магии есть утверждение того, что именно мужчина должен избегать "локализации ощущений", к которой он, впрочем, склонен по своей чисто физиологической конституции. Очевидно, речь идет вообще о необходимости подавлять телесное наслаждение и заменять его "мистическим": "Вообрази ласку без соприкосновения, тепло, в котором нет ничего от плоти, поцелуй всюду и никуда".1 Но это еще как-то можно понять. Все остальное в книгах этой писательницы носит совершенно фантастический характер, как, например, описание ритуала "инициатической казни через повешение", которой следует подвергнуть себя прежде чем переходить ко "второй операции". Согласно Марии де Нагловска, только прошедший этот ритуал может "небесполезно соединяться" с "адекватно обученной" женщиной. Чтобы познать "невыразимое счастье сатанического наслаждения", необходимо "прекратить проникновение внутрь женской плоти" — но в то же время, "тот, кто совершает со своей супругой ритуал земли, делает это, чтобы обогатить, а не истощить себя".2 Все это, скорее всего, фантазии, да и "сатанические" выражения употреблены, пожалуй, для красного словца, однако что-то подобное мы встречаем в практике некоторых японских школ дзен-буддизма, где применяется полуудушение монаха, дабы вызвать у него травму сознания, переходящего в измененное состояние. Подобное культивирование травматизма, впрочем, может сводить на нет психическую опасность от прерывания практики, самого по себе травматического. То есть, "клин вышибают клином".

1 Lente sacw. etc., р. 42

2 bid, р. 132.

13 Зак. 16

Можно также увидеть схожесть "сатанического наслаждения" и sahaja-sukha, тантрического экстаза, который призван помешать наступлению обычного оргазма. Но то, что в тантризме выглядит серьезно, у Марии де Нагловска — курьезно. И эта курьезность только усугубляется ее возвышенно-романтическим тоном. Б.Анель Кам свидетельствует, что, когда группе журналистов было разрешено ознакомиться с "достижениями" "школы" М. де Нагловска, единственное, что им показали, была церемония приема молодых женщин в группу для будущего участия в "сатанической операции".1

Другой источник, вынесенный в заголовок данного параграфа, связан с жизнью Алистера Кроули, англичанина, жизнью действительно очень разнообразной, динамичной и полной приключений. С одной стороны, налицо мистификация и напускной сатанизм — Кроули именовал сам себя не иначе как "Великим зверем 666". С другой — очевидно, что человек этот действительно обладал какой-то реальной силой, явственно ощущаемой всеми входившими с ним в соприкосновение. Это было подтверждено и засвидетельствовано очень многими, хотя вообще-то довольно трудно определить, связано ли это было с объективными следствиями интересующих нас практик или же с личными парапсихическими способностями А.Кроули. По некоторым свидетельствам, сами эти способности были очень невелики. Произведения АКроули почти недоступны — некоторые из них печатались очень малыми тиражами, другие вообще остались в рукописях, ибо предназначались для узкого круга учеников и доверенных лиц. Известно, что Кроули сам осуществил несколько "посвящений", а также о его связи со своеобразным арабским йогином Сулейманом бен Аифха, и с индийскими тантристами "левой руки" Брима Пратобом и Шри Агамиа Парахамсой.2 Помимо "сатанинских" и "языческих" деклараций, скорее всего имевших целью эпатировать "профанов", Кроули известен как глашатай и про-

1 ТЪёопе etpratique de Ja magie sexuelle. Paris, s.d.

2 См.: I.Symonds. Tbe GwatBeast. The life of Aleistor Crowley. London, 1952, p.l 18.

поведник так называемого "Закона Телема", явно вдохновленного идеями тантры.

Одним из девизов 'Телемского ордена" были слова: "Любовь есть закон, любовь, подчиненная воле" (Love is the law, love is the will). Любовь понималась исключительно как любовь половая, открыть природу которой через особый эротический опыт и было целью адепта.1 Кроули исследовал "религию наслаждения и радости", в которую можно войти через "высшую идею смерти как испытания и посвящения".2 Мы снова встречаем здесь сочетание "любовь-смерть" (amour-mort, amor-mors, etc.),c которым неоднократно сталкивались в связи с магическим "путем Венеры". Кроули говорил о "ядах, изменяющих пищу",3 он призывал "искать вещей, наиболее для тебя ядовитых, таких, как любовь" ради разрушения "комплексов" (т.е. "условностей") природы.4 В частности, он имел в виду "преодоление напряжения диады через оргию противоположностей"; это якобы следует делать постоянно, соединяя свою природу "с новыми и новыми супругами" (mates) на каждом новом плане бытия". Вероятно, речь здесь идет о "парафизических браках", о которых говорили Парацельс и Креммерц.5 Кроули писал: "Мы берем противоположности и соединяем их воедино; этот союз есть экстаз растворения низшего элемента в высшем". Такой союз "призван разрешать от комплексов и уз материального мира и создавать все менее и менее материальный — это наш путь любви, путь восхождения от экстаза к экстазу".6 И далее: "Полярность велика, но еще более дикой является сила притяжения и энергия, освобождаемая при половом сношении". Постоянно говоря о сексе как источнике

1 Ibld.y р. 167. Вступая в "орден", "ученик" приносил клятву: "Я, имярек, в присутствии Зверя 666 всецело посвящаю себя Великому Деланию, цель которого — раскрыть свою истинную волю и осуществить ее. Любовь есть закон, любовь, подчиненная воле".

2 1Ы<Ь р. 126.

3 Jbidандрог р.237.

4 Из неизданного ЫЬсг Aleph, tbe Воок of Wisdom ог Jolty; отрывки напечатаны В Introduzione alla Magia quale scienza deWIo. v.III, p.422 sqq., 450.

5 Ibid, p.447,449.

6 Jbid, p.447,448.

энергии, Кроули считал привыкание к одной-единственной женщине отрицательным фактором.

Этот, если так можно выразиться, "полуметафизический" уровень общения с женщиной Кроули сочетал с использованием наркотиков и психотропных средств

ради преодоления обыденного сознания и сверхчувственного пробуждения. Биограф Кроули, Симонде, полагал, что "секс был для него восхождением к Богу, его личным способом освящения себя и мира. Он вступал в половые отношения не ради развлечения и не ради размножения, но ради рождения новых потоков энергии, ради обновления сил. Для него сам половой акт был магическим актом, священным таинством". "А рго-longed orgy in honour of the great god Pan — all in due order and proportion, veiy admirable".1 Opus — так называл Кроули половой акт; слово это взято из герметической терминологии "Великого Делания". Акмеическая стадия Opus'a ломает границу уровней сознания и ставит адепта лицом к лицу с богами: "Operation prolongued and intense: orgasm multiple... — The gods clearly visualised and alive".2

Сексуально-магические ритуалы были наиболее тайной стороной деятельности созданного Кроули О.Т.О. (Ordo Templaris Orientis)3 Описаны они в книге "Agape —

Liber С: The Book of Sangraal",4 которую нам не удалось достать. Поэтому нам трудно сравнивать тантризм с правилами, установленными Кроули. Возможно, режим агора, то есть пробуждения сверхчувственной реальности, так или иначе присутствовал у "Templaris Orientis". Об одной из своих подруг Кроули писал: "Она знает и любит во мне бога, а не человека, вот почему и в самой

себе она победила отравляющий ее токсичный газ" (то есть иллюзию индивидуального Я). Но при этом он прекрасно осознает смертельные и животные аспекты женского начала. "Странная, извращенная богиня, богиня без чести и совести", — так пишет он о женщине. По-

1 Продленная оргия в честь великого бога Пана — все в должном порядке и пропорции, поистине восхитительна" (англ.).

2 Продленная и интенсивная операция: множественный оргазм — боги

ясно видны и оживлены" (англ.). См. Sumonds. Op.citандрог р. 135.

3 Орден Восточных Храмовников (тамплиеров) (лат.).

4 "Агапе Либер (см. §48) С: Книга Святого Грааля" (ант.).

88знать ее сущность как богини можно лишь употребляя женщин одну за другой — так считал Кроули.1 Он дает и советы о способах завоевания "богинь". Утверждая, что у каждой женщину есть одна наиболее чувствительная зона, Кроули советует сосредотачивать именно на ней все внимание и так "завоевывать" жертву: "Единственное, что противоестественно, это промедление. Не обращайте внимания на ее жалобы, просьбы о милости, подавляйте ее сопротивление как можете. Через несколько часов она не будет способна пошевелить и рукой, и тогда сдастся". При этом рекомендуется избегать брутальности, тем более, что женщина все равно всегда "вульгарна в своих желаниях". Брутальность, конечно, может быть, но чисто психическая, а не "реальная".2

Для исследователей Кроули существует одна неясность. С одной стороны, у него были дети, с другой — он часто говорит о sex-magic в контексте гомосексуализма. Касательно первого, думается, он никогда не собирался оплодотворять своих "инициатических подруг"; скорее всего, как раз по контрасту с бурной жизнью, ему был необходим домашний очаг. И, будучи человеком "широким", он не возражал, если кто-то от него и родит. Что же касается второго аспекта — гомосексуальности — то, хотя и известно, что связей такого рода у Кроули было не так много, очевидно, цели их были именно магические, то есть выход на сверхчувственный план с помощью чего-то необычного, подобного наркотикам. Возможно, Кроули стремился таким образом вызвать у своих учеников особое состояние медиума, "озаренного" — практика, по некоторым сведениям, осуществлявшаяся и Калиостро, и Креммерцем. Что же до женщин, то и у них Кроули пытался вызвать "даже с одного раза состояние неистовства, разрешавшееся затем глубоким спокойствием в сочетании с пророческим трансом и часто с описанием своих видений".3

1 Ibidандрог р. 148.

2 Ibid, р.131.

3 Ibid, р. 110.

В любом случае, основной "технический прием" Кроули — превышение, чрезмерность: в наслаждении и в боли, в сексе и в пьянстве — во всем следует "дойти до точки", а затем все-таки продолжать жить.1 Среди инструментов, используемых Кроули, — наряду со знаками, пентаклями, одеждами и так далее, — "магический кинжал" — символ готовности "пожертвовать всем".2 Один из тайных ритуалов, изложенных в "Esoteric Record" в главе XV, называется "смерть через оргазм" или mors justi.3 За границей безумия или опьянения всегда — магическая озаренность, транс, переживаемый как мужчиной, так и женщиной.

При всем том Кроули хорошо знал, что занятия половой магией могут как разрушить организм, так и оказаться своеобразной почти аскезой, его укрепляющей. По его мнению, следует быть готовым и к тому, и к другому, и в особенности знать обо всех опасностях употребления наркотиков. "Я научился полностью владеть

1 В "Esotenc Record" Кроули утверждает, что "техника экстаза может быть

как гетеро-, так и гомосексуальной. Использование женщины даже "более опасно для мага", так как всеща есть опасность оплодотворения. Впрочем, это по изложениям других (в том числе см.: J.Symonds.

ТЪе magic of?.Crowfy. London, 1958, р. 117); возможно, подход у него был чисто тантрический. Согласно тантре, гомосексуализм допустим как способ "вхождения в экстаз", но лишь для некоторых, и притом ненормальных (в отрицательном смысле слова) людей. Сам по себе он не имеет никакого отношения к метафизике пола, изначально связанного с гетеросексуальной полярностью.

2 М, р.205.

3 bfd, р. 131. НаДо иметь в виду, что в своей книге,андрогпосвященной мистическому эротизму, Р.Шваллер де Любич пишет о практике "превышения": "Бесконечность человеческих возможностей дает смысл превышению Стремясь к абсолютному, всякое превышение мистично". Оргазм — тоже "превышение эротического напряжения, естественно, превышение, предусмотренное природой. Но и всякое превышение ведет к бесконечности, а значит, и к смерти. Непосредственный результат вторичен. Суть в том, что всякий, подлинно осознавший бытие, уже превышает ему данное жизнью, а значит, должен умереть. Это может быть логически обоснованным решением, а может быть смертью в экстазе, но если смерть последует, никто не несет за нее моральной ответственности. Никто не хочет смерти, а лишь высшего экстаза; но он несет с собой уничтожение самости, эгоизма, — очарованность, а значит, и смерть". (Adam, 1Ъотте muge. Paris, 1927, р.170 sqq.184). Шваллер утверждает, что неспособность человека умереть в половых объятиях, как это происходит у некоторых животных, — неcсила, а слабость (р. 104).

своим духом; моя мораль более строга, чем у кого-либо в мире, хотя все мое поведение — это абсолютная свобода".1 Но если сам Кроули скончался в 72 года в полном физическом и душевном здравии, то почти все, вступавшие с ним в контакты, особенно женщины, окончили жизнь в психиатрических лечебницах или просто самоубийством: это именно те последствия, от которых традиция предостерегает идущих "путем левой руки".

Относительно наркотиков Кроули понимал, что к

ним чаще всего возникает привыкание (еще большее, чем к женщинам), и большинство не может его преодолеть. Наркотики, говорил он, это пища "сильных духом мужчин, королей".2 Но и от наркотиков все-таки можно освободиться: еще более опасно привыкание к пассивному медиумизму, к сверхчувственным контактам — "экзистенциальному рабству", которое страшнее материальной интоксикации.3 Употребление Кроули и его последователями наркотиков, очевидно, было тождественно употреблению "тайных зелий" в древности и на средневековых шабашах и радикальным образом, в том числе и по результатам, отличалось от того, чем занимается большинство наших современников, просто разрушающих свое здоровье. У самого Кроули употребление наркотиков не превращалось в наркоманию, но носило ритуальный характер и было включено в определенную "цепь". Но мы должны знать, что почти все его последователи не выдерживали поставленных "наставником" целей и скатывались от "доктринального" к индивидуально -разрушительному.

1 Jbjd, р. 170.

2 Ш, р. 170.

3 De Guaita (Le Temple de Satan. cit, v.l, p.354) утверждает, что чем более тонка организация человека и его склонность к сверхчувственному восприятию, тем безопаснее для него наркотики. "Это как бы безмолвный договор". Он добавляет (р.369-370), что в некоторых случаях наркотики "экстерриоризируют" образы, уже живущие внутри человека. В конце концов творческий дар всеuда греховен.

59. Предположения относительно так называемой "оперативной половой магии"

Нам осталось поговорить лишь о половой магии в ее собственном, так называемом "оперативном" значении, то есть не о физическом или просто неизвестном современной материалистической психологии воздействии

одного человека на другого или на окружающую среду. За рамками данной книги остается вопрос о реальности таких воздействий. Наша задача — не вынося никаких оценок, описать основные чисто технические предпосылки таких воздействий тогда, когда в качестве основного магического способа используются отношения, возникающие между лицами разных полов.

С точки зрения чистой метафизики, эрос — это стремление к реализации тайной структуры всеопределяющей троичности, иными словами — восстановление Единого там, где господствует диадическое деление. Одно лишь осознание этого факта, конечно, еще не "магия". Человек парализован экзистенциальной разорванностью, рас -троен -ностью. Разделение полов — лишь одно из проявлений дуализма, такое же, как диады "дух-природа", "Я — не Я". Бели признать, что диада не разорвана абсолютно, иными словами, есть некие метафизические отношения между ее членами,— а это, как мы вцдели, особенно внятно признавал Скот Эригена, — то значит, не может не существовать и некоей взаимосвязи между полом и опытом трансценденции. А значит, при определенных обстоятельствах "технически" возможно и прямое, парафизическое воздействие на не-Я, на природу, на неблагоприятные стечения обстоятельств. Вспомним классическую платоновскую редакцию мифа об андрогинах, которые якобы и были рассечены пополам из-за гнева богов, вызванного как раз такими их способностями и возможностями, благодаря которым андрогины были способны с ними состязаться.

Это с точки зрения метафизики. С точки зрения психологической науки магия (любая) восходит к паранормальным состояниям, к экзальтации, к "маниям", опья-

нению и активному экстазу, разрывающему физические обусловленности и ставящему Я в активные отношения с тем, что Парацельс называл "Светом Натуры", с за-психической гранью реальности, где каждое слово и мыслеобраз обретают объективно-реальный характер. Тогда и эрос может стать не только мистико-инициатическим, но и магическим в прямом смысле слова. Исключительная подвижность и жизненная сила эротических фантазий известна и в профанической любви — об этом мы много говорили. В какой-то момент, в какой-то степени и форме всякая любовь оказывается именно

оживлением "живой магической фантазии". Но есть и особая техника, использующая силу пола в магических целях — в традиции известны и ее особые правила.

В современном, оторвавшемся от традиции мире, почти все подобные проявления имеют очень низкую природу — это колдовство, причем крайне примитивное, и оно нас совершенно не интересует. Лишь некоторые черты индийского тантризма могут привлечь внимание. Вот практика построения cakra или "цепей" (буквально "колес"), составленных из разнополых пар, расположенных по кругу и совершающих ритуальные совокупления. В середине круга размещался cakregvara со своей gakti — он руководит всеми остальными. На эту роль избирался только посвященный адепт. Цель "операции" — оргиасгическое пробуждение "богини", невидимо управляющей участниками. Ее движения они и повторяют между собой: в результате образуется "флю-идический" или "психический" поток. Магический ритуал завершается за счет cakrecvara: "один, два, три!", то есть опять налицо значение числа "три". Однако, скорее всего, цели подобных практик носили прикладной характер. Вероятно, они устраивались местными князьями для "энергетической подпитки" различных "профани-ческих" мероприятий, например, для воинов перед походами.1

Правда, одной, хотя и самой существенной детали, мы не знаем — не было ли все это обычным оргиасти-ческим промискуитетом, или же ритуал подчинялся пра-

1 См.: Woodroff. Sbaktjandshakta. cit,?.583.

вилам удержания семени. Наше предположение состоит в том, что полностью завершить половой акт мог только cakreандрогvara со своей gakti — остальные же должны были достигнуть состояния на грани сШпах'а и сохранить в себе его энергию для последующих, уже не сексуальных, действий, в частности, для битвы.

Некоторые подобные практики дожили до наших дней и существуют даже внутри нашей цивилизации. Очень важный документ приводится в книге "Magia Sexu-alis" Паскаля Беверли Рэндольфа.1 П.Б.Рэндольф — заметная фигура среди писателей-"оккультистов" XVIII столетия. Он принадлежал к организации "Hermetic Вго-therhood of Luxor1', имевшей центр в Бостоне и несколько отличавшейся от похожих групп и сект, объединявших в основном чудаков и мистификаторов. Век спустя, в 1870 году, "братья" вновь заявили о себе, создав центр под названием "Eulis Brotherhood". Книга "Magia Sexualis" была составлена уже после смерти Рэндольфа из записей, сделанных им для личного пользования членов "братства", и то не для всех. Если быть точным, то сексуальные практики были дозволены только на "второй степени" внутри сообщества. Современной публикацией книга мы обязаны Марии де Нагловска, о которой здесь уже говорилось. Это надо иметь в виду, так как во многих аспектах изложенного очень чувствуются личное влияние и толкования последней.

Рэндольф начинает с констатации того, что "пол есть великая и главная магическая сила природы". И когда он утверждает, что "все силы и способности вообще истекают из женского аспекта Божества",2 мы легко узнаем здесь метафизическую концепцию Cakti. Заметна интересная деталь: согласно Рэндольфу, если на матери-ально-телесном уровне мужское образует положительный, а женское — отрицательный полюс, то на "ментальном" — "женщина активна, а мужчина негативен". И далее — если мужской и женский половые органы соответственно положителен и отрицателен, то противоположные знаки имеют особые "органы ментальных

1 Magia Sexualis. Paris, 1952.

2 Ibid.y p.81-82.

проявлений", расположенные в области головы".1 Станислав де Гуайта утверждал нечто подобное о негативности мужского начала в состоянии "жадного желания" и о позитивности женского, причем именно в его "тонком", "привлекающем", "высасывающем", "не действующем" аспекте. Именно поэтому целью инициатических половых объятий является восстановление на духовном и тонком плане позитивного аспекта мужчины перед лицом женщины.2 В этом смысле говорить об области головы как органе "ментальных манифестаций" в духе Рэндольфа неточно. Область головы — скорее орган "психологически-интеллектуальной" деятельности, в которой все-таки не женщина, а мужчина "заряжен положительно". "Переполюсовка" негативного аспекта мужского (о чем мы уже говорили в связи с символикой viparita-maithuna) касается более глубоких пластов бытия. В дальневосточной терминологии это прежде всего кристаллизация чистого yang, достижение состояния, при котором поп des mulieri potestatem animae tuae.3 Если Рэн-дольф не упоминает об этом условии, все равно очевидно, что именно достижение такого состояния есть конечная цель magia sexualis.

Первейшее качество чистого yang — так называемая летучесть, то есть способность господствовать над любыми обстоятельствами, возвышаться над ними и пребывать при этом твердым и постоянным. Согласно Рэн-

дольфу, "нет силы, подобной силе грозы, — она сияет и гремит, но себя при этом не истощает. Необходимо развить в себе эту силу — летучесть — неподвижную, ибо она подчиняется всем приказам ума, и холодную, ибо она превыше всякой страсти".4

Второе необходимое качество, которое в некотором смысле можно назвать внутренней антитезой первого, —

"декретизм", или "диктаторские качества, без которых человек не может совершить ничего — ни хорошего, ни дурного", "умение отдавать приказания спокойно и су-

1 Ibid., р.23-24.

2 latnoduzione alla Magia. etc.,?.?, p.373-374.

3 Ни одна женщина не способна убить душу (лат.).

4 Magia Sexualis.?.33.

рово, без всякого внутреннего сомнения в том, что они будут выполнены". Мы уже говорили, что в инд о «тибетском тантризме мужское начало имеет в качестве символа vajra — скипетр. Чтобы развивать эти способности, следует иметь воображение "свободным от всяких чувств и забот, способных воспрепятствовать отданию приказа".1

Третье качество — "гибкость", то есть умение пластично, с помощью телесных движений, выразить и воплотить определенные мысли и чувства. Ритуальная гибкость тела очень важна в любой йогической практике, с ней связаны asana и mudra, особые позы и положения тела, позволяющие открывать и закрывать циркуляцию тонких энергий организма. Когда определенная поза "осуществлена", это имеет и внутренний смысл. И тогда само положение тела становится лишь его внешней объективацией. Четвертое и основное качество yang по

Рэндольфу — "тироклеризм", то есть способность пробуждать и формировать перед внутренним взором образы, покоящиеся в глубине подсознания.

Мы не будем останавливаться на магических свойствах запахов, звуков, цветов, равно как и на астрологических выкладках автора. Отметим главное. Рэн-дольф указывает, что целью всякой половой магии является, во-первых, исполнение предначертания, желания и в конечном счете приказа "оператора". Далее — "провокация сверхчувственных видений", подобная опытам Кроули. На третьем месте — восстановление жизненных сил и "магнетических способностей" (как и у даосов). На четвертом — подчинение женщины мужчине и наоборот. И, наконец, говорится о "тяжести" психо-флюидической силы, которой надо насытить объекты воздействия — это последнее вообще находится на uра

ни человеческих возможностей.

Касательно правил самого сношения автор не высказывает ничего определенного, а то, что он говорит, мало убедительно. Общим моментом, разумеется, является утверждение, что "похоть и наслаждение не есть главная

1 Ibid9 р.39-40, 59.

цель".1 Однако достаточно трудно понять, как без наслаждения достичь "союза душ", — возможно, впрочем, что вся ситуация лишь средство, как и женщина — своего рода инструмент. Может быть, даже речь идет о простом флюидическом, а не телесном соединении. С одной стороны, Рэндольф пишет, что соединение должно стать "подобием молитвы", с другой непонятно, как молитвенность может сочетаться с "текучестью" и "де-кретизмом".2 Кроме того, во время самого полового акта, как считает Рэндольф, надо "саморазрушаться" и "возноситься ввысь"... в момент, когда, всеми своими силами, соединенными в пучок, касаешься самого корня противоположного пола. С этого момента соитие становится магическим. "Лучше всего, когда мужчина и женщина думают об одном и том же и желают одного и того же, но даже и молитва одного бывает действенна, ибо во время любовного спазма один способен передавать свою творческую силу другому". Но чтобы она была "действенна", "необходим пароксизм двоих. Момент наслаждения женщины должен совпадать с излиянием мужчины, иначе магического соединения нет".3 При этом прямо говорится, что в этот момент "мужское семя проникает в тело женщины". И в то же время автор ополчается на "телесную страсть", "звериный инстинкт", который "самоубийствен для мужчины".4 Все это трудно примирить одно с другим, если, конечно, здесь не сокрыт некий эзотерический подтекст. Как мы уже знаем, семяизвержение есть прерывание всего процесса и с точки зрения сверхчувственного восприятия — опасное "ослабление".

Если верить Рэндольфу и относиться к его писаниям всерьез, то следует полагать, что он на самом деле отделяет "магическое семя", virya, от вещественного. Женские объятия пробуждают в мужчине силу, с помощью

1 Ibid., р. 77.

2 Ibid., р. 88, "Через декретизм, летучесть и гибкость усиливается желание в момент эякуляции и ими же достигается усиление воздействующей мысли после акта".

3 Ibid., р.76-78. Автор, однако, забывает, что женский оргазм может продолжаться довольно долго, и даже после сношения.

которой он в момент эякуляции способен отделить магическую вирильность от вещественной, и женщина оказывается как бы обманутой — она получает лишь безжизненную жидкость, лишенную гипербиолошчес-кого компонента. В то же время, возможно, сакрализация и ритуализация чисто детородного полового акта, существующая в креационистских религиях, подобных исламу, придает биологической эякуляции и некоторое магическое значение. В любом случае ясно, что Рэндольф придает особое значение живительной и динамической силе воображения, которую следует поставить на службу "магическим целям". Это единственный ключ к относительному пониманию того, что он все-таки хочет сказать о правилах полового соития, если, конечно, он их действительно воспроизводит в своей книге, а не занимается мистификацией. Все-таки мы полагаем, что одновременный "эротический кризис" у мужчины и женщины понимается чисто как "творческий" и не может быть истолкован в материально-физическом смысле обычного полового акта. К животному зачатию способна и очень молодая, и фригидная, и изнасилованная женщина, а оплодотворяющее действие сперматозоида в яйце может наступить даже через несколько часов после оргазма. Возможно, к тому же, и искусственное оплодотворение. А, значит, не об этом говорит Рэндольф.

Отметим, что он приводит некоторые особые схемы позиций при половом сношении — это все вполне в ключе его теории "гибкости". В данной книге обо всем этом можно лишь упомянуть в самых общих чертах. Достаточно указать, что некоторые древние тайные традиции, пусть в искаженном виде, но дожили до наших дней, и те сексуальные "позиции", которые сегодня мы сплошь и рядом встречаем в профанической и "свободной" эротике, — всего лишь остатки древних и даже магических ритуалов.

Очевидно, что участие в описываемых Рэндольфом "операциях" в области половой магии требует большой подготовки и даже своеобразно-парадоксального "раздвоения личности": с одной стороны, неизбежно саморастворение и экстатическое слияние с женщиной вплоть до осуществления "не-дуальности", необходимой

для успеха "операции", с другой — адепт должен сосредотачивать свое внимание на собственном "втором Я", которое может быть связано как с "магической молитвой", так и с совершенно "профанным" предметом — здесь важна сама концентрация.

Рэндольф выдвигает и некоторые особые требования,как, например, семидневную подготовку, за которой следует "оперативный период" в четырнадцать дней и сам "ритуал" — три дня.1 Говорит об особой подготовке места. Женщина должна спать в отдельной комнате; ее нельзя часто видеть; ее нельзя видеть даже тогда, когда между партнерами уже возникло магнетическое притяжение. После каждой "операции" женщина должна уединяться и пребывать в молчании. Все это свидетельствует о ее чисто инструментальной, вспомогательной роли в половой магии.

Наконец, Рэндольф предупреждает против общения с "инкубами и суккубами, которые воплощают ваши же сокрытые желания и пороки". Человек может стать их рабом, не способным от них избавиться.2 О том же, хотя и иными словами, предупреждал и Креммерц, говоривший о "безмолвно заключенных соглашениях" с темной силой. С более серьезной и объективной точки зрения, эта опасность не обязательно связана с "желаниями и пороками" — она глубже. Как мы уже говорили, здесь проявляет себя обнажение и объективация стихийной, безличной силы пола (точнее, секса как такового) в том или ином проявлении. Человеческая пассивность и покорность этой силе порождает состояние "одержания", "одержимости", разрушения личности и души в прямом богословском смысле этого слова. Здесь оказываются затронутыми самые глубокие слои бытия, как, впрочем,

и в профанической любви, когда человек оказывается "сражен" женщиной (или наоборот), и тогда у него (у нее) начинается распад личности и часто даже наступает смерть.

1 Ibid.y р.86-89.

2 Ли., р.210.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: