Адаптация – процесс приспособления к определенным условиям.
Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.
Бессознательное – областьпсихических явлений, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания (психические явления, протекающие во сне, ответные реакции на неосознанные раздражители, автоматизированные движения, побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.
Биогенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, в центре внимания которого находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.
Бихевиоризм – учение, рассматривающее в качестве предмета психологического исследования поведение человека, обусловленное воздействием определенных стимулов, и рассматривающее социальное научение как основную предпосылку психического развития.
|
|
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития человека на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой.
Воспитание – специально организованный, целенаправленный процесс формирования личности ребенка и подготовки его к жизни в обществе.
Гуманистическая психология – направление, основанное на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. В становлении и развитии личности доминирующая роль отводится активности человека, стремящегося к самоактуализации.
Движущие силы развития – факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют ход развития, формируют его динамику.
Иерархия потребностей – в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низших высшим, при этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.
Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.
Когнитивная психология – направление, изучающее процесс и динамику познавательного развития, проблемы интеллекта и усвоения знаний.
Когнитивный подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого подчеркивают активность субъекта познавательного развития, а ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.
|
|
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы индивидуального развития. Действие наследственности как фактора психического развития проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития.
Обучение – специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действий, нравственных правил, отношений между людьми и т.д.
Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни данного человека, в процессе индивидуального развития.
Персоногенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого во главу угла ставят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности.
Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики человека.
Психоанализ – теория З.Фрейда, определяющая в качестве источника психического развития биологические влечения (инстинкты), управляющие поведением человека на подсознательном уровне и подчеркивающая доминирующее влияние бессознательных детских переживаний на формирование характера и установок взрослой личности.
Революционные изменения – глубокие, устойчивые и необратимые изменения психики человека, протекающие бурно и в короткий срок; обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений.
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Ситуационные изменения – изменения в психике и поведении человека, связанные с влиянием конкретной социальной ситуации, обусловленные чаще всего воздействием в ходе организованного или неорганизованного обучения и воспитания.
Созревание – последовательность предварительно запрограммированных изменений внешнего вида организма, а также его сложности, интеграции, организации и функций; течение процесса созревания зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
Социализация – особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.
Социогенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого делают акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций.
Среда – фактор психического развития, включающий природные и социальные влияния. Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Условия психического развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, формирующие психическую жизнь человека, способствующие созданию новых психических образований, определяющие динамику и уровень развития психических функций.
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека, биологические и средовые.
Эволюционные изменения – сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека, охватывающие значительные периоды жизни и зависящие от постоянно действующих факторов (биологического созревания и психофизиологического состояния организма, места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития).
|
|
Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета по специально составленной программе.
Беседа – метод психологического исследования, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Биографический метод – изучение личности человека по имеющимся документам его биографии.
Диагностика психического развития – обследование человека с помощью различных методик в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики.
Комплексный метод – способ организации исследования психических явлений, в котором участвуют представители других наук (сопоставление психического и физического, физиологического, социального развития личности).
Лонгитюдный метод – способ организации исследования, предполагающий многократное обследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного периода времени.
Методы исследования – способы, приемы и средства, с помощью которых познается предмет науки.
Наблюдение – целенаправленное, систематическое, длительное изучение внешних и внутренних проявлений психики человека в естественных жизненных условиях.
Принцип детерминизма – принцип причинной обусловленности психики. При анализе психологических фактов необходимо помнить, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими и вызывается целым комплексом причин.
Принципы психологического исследования – исходные положения психологической теории, правила, отражающие основные требования к организации исследования (принцип объективности, принцип изучения психических явлений в их развитии, принцип аналитико-синтетического изучения личности и т.д.).
|
|
Проективные методы – совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.
Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Сравнительный метод – способ организации исследования, основанный на сопоставлении различных групп испытуемых.
Тест – стандартизированная методика психодиагностики, позволяющая получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.
Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, отличающаяся от других по уровню развития психических процессов, функций и психологических качеств личности.
Возрастная периодизация – выделение в онтогенезе относительно замкнутых циклов развития, имеющих свою структуру и динамику.
Возрастные особенности – физиологические и психологические характеристики человека на определенной ступени онтогенетического развития, не связанные с различием индивидуальных особенностей.
Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы и свойства, социальные по своему происхождению (овладение языком, письмом, счетом, рисованием, логической памятью, образованием понятий и т.д.).
Детство – особое состояние социального развития, процесс вызревания подрастающего поколения и подготовки к воспроизводству будущего общества. Период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости
Зона актуального развития – уровень развития психики ребенка, характеризущийся наличными особенностями психических функций ребенка, сложившимися на сегодняшний день.
Зона ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов, расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем потенциального развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Кризис возрастного развития – переломный пункт в течении психического развития, характеризующийся революционным течением (резкие и капитальные сдвиги, смещения, изменения личности ребенка).
Психологические новообразования – психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период, а также обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, т.е. наиболее благоприятные для развития тех или иных психических функций.
Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.