Терминологический минимум по модулю 3

Адаптация – процесс приспособления к определенным условиям.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Бессознательное – областьпсихических явлений, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания (психические явления, протекающие во сне, ответные реакции на неосознанные раздражители, автоматизированные движения, побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.

Биогенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, в центре внимания которого находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.

Бихевиоризм – учение, рассматривающее в качестве предмета психологического исследования поведение человека, обусловленное воздействием определенных стимулов, и рассматривающее социальное научение как основную предпосылку психического развития.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития человека на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой.

Воспитание – специально организованный, целенаправленный процесс формирования личности ребенка и подготовки его к жизни в обществе.

Гуманистическая психология – направление, основанное на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. В становлении и развитии личности доминирующая роль отводится активности человека, стремящегося к самоактуализации.

Движущие силы развития – факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют ход развития, формируют его динамику.

Иерархия потребностей – в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низших высшим, при этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Когнитивная психология – направление, изучающее процесс и динамику познавательного развития, проблемы интеллекта и усвоения знаний.

Когнитивный подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого подчеркивают активность субъекта познавательного развития, а ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы индивидуального развития. Действие наследственности как фактора психического развития проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития.

Обучение – специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действий, нравственных правил, отношений между людьми и т.д.

Онтогенез психики формирование психических структур в течение жизни данного человека, в процессе индивидуального развития.

Персоногенетический подход направление в изучении процесса психического развития, представители которого во главу угла ставят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности.

Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики человека.

Психоанализ – теория З.Фрейда, определяющая в качестве источника психического развития биологические влечения (инстинкты), управляющие поведением человека на подсознательном уровне и подчеркивающая доминирующее влияние бессознательных детских переживаний на формирование характера и установок взрослой личности.

Революционные изменения – глубокие, устойчивые и необратимые изменения психики человека, протекающие бурно и в короткий срок; обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Ситуационные изменения – изменения в психике и поведении человека, связанные с влиянием конкретной социальной ситуации, обусловленные чаще всего воздействием в ходе организованного или неорганизованного обучения и воспитания.

Созревание – последовательность предварительно запрограммированных изменений внешнего вида организма, а также его сложности, интеграции, организации и функций; течение процесса созревания зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Социализация – особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.

Социогенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого делают акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций.

Среда – фактор психического развития, включающий природные и социальные влияния. Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Условия психического развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, формирующие психическую жизнь человека, способствующие созданию новых психических образований, определяющие динамику и уровень развития психических функций.

Факторы психического развития это ведущие детерминанты развития человека, биологические и средовые.

Эволюционные изменения – сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека, охватывающие значительные периоды жизни и зависящие от постоянно действующих факторов (биологического созревания и психофизиологического состояния организма, места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития).

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета по специально составленной программе.

Беседа – метод психологического исследования, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Биографический метод – изучение личности человека по имеющимся документам его биографии.

Диагностика психического развития – обследование человека с помощью различных методик в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики.

Комплексный метод – способ организации исследования психических явлений, в котором участвуют представители других наук (сопоставление психического и физического, физиологического, социального развития личности).

Лонгитюдный метод – способ организации исследования, предполагающий многократное обследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного периода времени.

Методы исследования – способы, приемы и средства, с помощью которых познается предмет науки.

Наблюдение – целенаправленное, систематическое, длительное изучение внешних и внутренних проявлений психики человека в естественных жизненных условиях.

Принцип детерминизма – принцип причинной обусловленности психики. При анализе психологических фактов необходимо помнить, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими и вызывается целым комплексом причин.

Принципы психологического исследования – исходные положения психологической теории, правила, отражающие основные требования к организации исследования (принцип объективности, принцип изучения психических явлений в их развитии, принцип аналитико-синтетического изучения личности и т.д.).

Проективные методы – совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Сравнительный метод – способ организации исследования, основанный на сопоставлении различных групп испытуемых.

Тест – стандартизированная методика психодиагностики, позволяющая получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, отличающаяся от других по уровню развития психических процессов, функций и психологических качеств личности.

Возрастная периодизация – выделение в онтогенезе относительно замкнутых циклов развития, имеющих свою структуру и динамику.

Возрастные особенности – физиологические и психологические характеристики человека на определенной ступени онтогенетического развития, не связанные с различием индивидуальных особенностей.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы и свойства, социальные по своему происхождению (овладение языком, письмом, счетом, рисованием, логической памятью, образованием понятий и т.д.).

Детство – особое состояние социального развития, процесс вызревания подрастающего поколения и подготовки к воспроизводству будущего общества. Период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости

Зона актуального развития – уровень развития психики ребенка, характеризущийся наличными особенностями психических функций ребенка, сложившимися на сегодняшний день.

Зона ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов, расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем потенциального развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Кризис возрастного развития – переломный пункт в течении психического развития, характеризующийся революционным течением (резкие и капитальные сдвиги, смещения, изменения личности ребенка).

Психологические новообразования – психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период, а также обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, т.е. наиболее благоприятные для развития тех или иных психических функций.

Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: