Тема 1.Культурология как наука (2 часа)

1. Научный статус культурологии и ее специфика.

2. Предмет, задачи и методы культурологии.

3. Состав современного культурологического знания.

4. Прикладная культурология.

Литература:

  1. Культурология: Учебник/Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006. Тема 1. Культурология как наука. С. 11-38.

2. Культурология: Уч. пособие/Под ред. Г.В. Драча. М., 2003. Гл. 1. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология как научная дисциплина. С. 8-17; гл. 2. Онтология культуры. Современные культурологические теории и методы. С. 51-94.

3. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие. М., 2003. Глава 1. Теоретико-понятийное определение культуры. С. 19-22.

1. Научный статус культурологии и ее специфика. Культурология – наука о культуре. В широком смысле слова культура – это деятельность общественного человека, направленная на преобразование вещества природы с целью удовлетворения его естественно-природных и исторически возникших потребностей, в первую очередь деятельность трудовая, материально-производственная, по изготовлению орудий труда, по созданию техники, а затем духовно-практическая, протекающая в форме искусства, религии, морали, политики, права, и теоретическая – в виде науки и философии. Понятие культура употребляется для характеристики определенной исторической эпохи (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (русская культура), специфических сфер деятельности и жизни (политическая культура). В более узком смысле под культурой понимается сфера духовной жизни людей.

Однако духовная жизнь людей изучается множеством наук. Человеческое измерение бытия, мера всего сущего является предметом изучения философии. Эстетика изучает область прекрасного, этика – мораль, религоведение занимает феномен веры. Следовательно, понятие культурология – это некоторое единство философии, эстетики, этики и целого ряда других гуманитарных дисциплин. Вместе взятые, они особым образом интегрированы в систему т.н. культурологического знания. Чтобы стать целостной системой знания, определенным образом структурированного, должна быть доминанта, организующая и скрепляющая эту целостность. Очевидно, ее может быть только философия. Не случайно в лоне именно философского знания исторически формировались и развивались упомянутые выше научные дисциплины. До недавнего прошлого философия не знала специализации на эстетику, этику и т.д. Причина их интегрирования в философию объясняется стремлением дать универсальную картину мира. И культурологии как самостоятельной науки о культуре в прошлом не было. Соответствующая область знания отдельными блоками, фрагментами имплицитно входила в традиционно философские дисциплины.

Культурология как наука представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, предметом которых является выявление природы возникновения, развития и трансформации прежде всего духовных сфер социума. Это – междисциплинарная область научного знания, носящая интегративный и полифункциональный характер. Культурология является метатеорией по отношению к совокупности дисциплин, изучающих различные, наиболее общие аспекты развития культуры.

2.Предмет, цель и задачи культурологии. В концептуальном плане предметом научного (культурологического) исследования культуры, ее истории прежде всего является генезис, функционирование и развитие культуры как специфики человеческого способа жизни. Этот способ раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но существенно отличного от наследования в мире живой природы. Основные компоненты предмета культурологии:

Ø онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;

Ø гносеология культуры: основания культурологического анализа и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;

Ø морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции трансляции социального опыта;

Ø культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования;

Ø антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры;

Ø социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия;

Ø социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

Ø историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;

Ø прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

Цель фундаментальной культурологии – теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.

Задачи культурологии: выявление основных принципов анализа культурологического материала, его классификации, типологизации, разработка собственного категориального аппарата, а также вычленение основной культурологической проблематики, установление взаимосвязи между этими аспектами культурологического знания.

Такое понимание предмета, цели и задач культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из многих областей и сфер социального творчества (науки и техники, политической деятельности, религии, искусства), но главным полем исследования в этой синтетической области знания должны стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности этнических групп, народов как субъектов истории. Следовательно, в силу того, что культура как предмет исследования представляет собой весьма сложный и многозначный феномен, ее осмысление требует особого научного подхода. Сложность изучения культуры обусловлена тем, что она, будучи целостной, постоянно изменяющейся системой, не представляет собой некой устойчивой константы.

Культура как любое социальное явление может быть рассмотрена в качестве исторически развивающегося процесса, с одной стороны, а с другой – в качестве определенной теоретико-методологической модели, которая существует и трансформируется по определенным общим законам, т.е. в методологии исследования культурных явлений должен присутствовать известный диалектический принцип единства исторического и логико-гносеологического анализа.

Многообразие проявлений культуры предопределяет множество подходов и аспектов в методологии ее изучения. Наиболее полную картину о том или ином культурном феномене может дать только комплексный анализ, который интегрирует в себе как традиционные методы[1] исследования, так и спектр частных современных методов и методик изучения культуры, что способствует усовершенствованию аналитического аппарата науки о культуре.

Культурологический метод представляет собой интегративный метод анализа, ближе всего тяготеющий к историко-философской традиции, в рамках которого происходит описание, обобщение и систематизация данных эмпирических исследований культуры.

Философский метод выражает необходимость осмысления культуры с познавательной точки зрения и выявления наиболее общих закономерностей функционирования.

Социологический метод позволяет определить взаимоотношения различных социальных слоев и групп в культуре, включая демографические, широко применяя для изучения различных культурных явлений и процессов многообразие социологических методик.

Аксиологический (теоретико-ценностный) подход акцентирует внимание преимущественно на моментах отношения, оценки, т.к. все явления культуры носят ярко выраженный ценностный характер.[2]

Психологический аспект анализа обращает внимание на специфику восприятия выразительности культурных форм, механизмы закрепления и хранения в памяти общества или отдельного субъекта культурных феноменов, их влияние на поведение человека.

Системно-структурный анализ позволяет обозначить все компоненты и отношения внутри системы культуры и отдельных ее образований, выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и качество взаимодействия.

Семиотический подход [3] характеризует явление культуры прежде всего со стороны его знаково-символической природы. Этот подход дает возможность проследить превращение реального культурного факта, события, явления, предмета в знак, проанализировать его смысловое наполнение и пути превращения в символ. Семиотика – научная дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем – от простейших форм сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.

В информационном методе акцентируются моменты, связанные с рассмотрением культурных явлений как носителей специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях искусства.

При обращении к тому или иному методу важно понимание его адекватности по отношению к конкретно изучаемому материалу, иными словами, результативность использования конкретного метода определяется его четкой направленностью, рамками целевой заданности исследования.

Каждый из названных методов в силу своей универсальности соотносим и может быть использован в различных направлениях анализа: формационном, цивилизационном, концептуально-мировоззренческом, регионально-территориальном, этнонациональном, демографическом, по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции и др.

Понятие «метод» означает способ, путь, подход исследования, выступающие как совокупность приемов, операций, процедур познавательной деятельности, обеспечивающие ее соответствие природе изучаемого объекта и истинность познания. То есть это совокупность приемов, направленных на постижение сущности культуры и построение целостного знания о ней.

Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, зафиксированная в формах мышления. Что предполагает использование идей и методов философии, которая выступает методологической основой культурологии.

Культурология использует все методы гуманитарного познания. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием. Все методы, используемые культурологией в рамках научного познания можно подразделить на общие (диалектический, системный, структурно-функциональный, компаративный, типологический) и особенные (герменевтический, антропологический, семиотический, исторический, психоаналитический).

Прежде всего в культурологии используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения.

Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент.

Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого элемента в ее функционировании.

Компаративный метод позволяет сравнить культуры на основании различия повторяющихся оснований или признаков.

Типологический метод позволяет сравнить культуры на основании общих, повторяющихся характеристик.

Кроме использования указанных общих методов, могут дополнительно применяться и особенные методы, которые по своей сути совпадают с определенной концепцией понимания сущности культуры.

Антропологический метод используется для изучения культуры, если она рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.

Как любая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована субъекту (человеку), поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании. В культурологии пониманию предшествует объяснение. Задача культурологии – осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, таким путем происходит взаимообогащение культур.

Герменевтический метод – это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимание субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии ценностей.

Семиотический метод позволяет трактовать явления культуры посредством языка и рассматривать суть культуры как форму общения людей с помощью различных языковых систем.

Исторический метод позволяет исследовать культуру с помощью анализа предпосылок, процесса возникновения этапов развития изучаемого элемента культуры.

Психоаналитический метод – это особый метод анализа культурных текстов, при этом за единицу анализа берется не слово или предложение текста, а общий смысл, значение текста, образующееся путем подбора случайных ассоциаций.

В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии. К примеру, для изучения культурно-исторических явлений используются методы полевой этнографии – описание, классификация, наблюдение.

Разнообразие вышеприведенных методов культурологических исследований иллюстрирует, что только умелое сочетание всех методологических установок и приемов позволяет культурологам дать адекватную картину культурно-исторического процесса или конкретного явления культуры.

3.Состав современного культурологического знания.

Проведенный анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологии как системы знания историческое развитие представлений о культуре – от античных до современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно самостоятельные направления философской мысли.

Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов культурологии как системы знания. Прежде всего нужно отметить, что культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственных методов и областей познания, что и брала на себя философия культуры. Как бы не рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный материал. Т.о., в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты перенесены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий т.н. среднего уровня, основанных на антропологической и исторической фактологии, а философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Этот подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая и прошлое, и настоящее. Процессы культурно-исторического развития интересуют данную науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру.

Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология. Т.о., культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Главные проблемы культурной антропологии связаны со становлением человека как феномена культуры: культурирование основных инстинктов; возникновение специфики человеческой конституции, строение человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, морфология как культурное явление и т.д. В современную эпоху проблематика расширилась за счет вопросов экологии человека и культуры, исследование закономерностей функционирования экокультуросистем.

Наконец, в структуру современного культурологического знания также входят социология культуры – наука, изучающая культуру с т.з. социальной природы: ее происхождения и функционирования на уровне общественных институтов, и психология культуры – область научного знания, ориентированная на изучение психологических аспектов культуры на уровне общества и личности. Указанные дисциплины позволяют провести комплексный анализ основных культурологических проблем.

История культуры – наука, изучающая культуру в развитии как процесс мирового, национального и локального масштабов с выделением определенных этапов.

Философия культуры – система знаний о культуре, базирующаяся на методологии философских наук: онтологии, гносеологии, эстетики, этики, семиотики, аксиологии.

Культурная семантика – специфическая проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с т.з. выражаемого ими смысла, значения.

Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Главные проблемы связаны со становлением человека как феномена культуры: культурирование основных инстинктов человека; возникновение специфики человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, морфология как культурное явление и т.д. в современную эпоху – вопросы экологии человека и культуры, исследование закономерностей функционирования экокультуросистем.

Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в различные отношения. Ориентироваться в этих взаимосвязях помогает сравнительно новая социогуманитарная дисциплина – культурология.

Культурология (от лат. cultura – культура + греч. logos – знание, учение) – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

Предметом данной науки является культура (или содержание общественной жизни), т.е. объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни человечества. В рамках указанного предмета актуальны следующие проблемы культурологии:

а) процесс перехода человечества от «докультурного» состояния к культурному;

б) значение культуры для человека;

в) взаимодействие элементов культуры;

г) объяснение стабильности или изменчивости культуры;

д) обусловленность отличия культур друг от друга.

Ни одна другая отрасль современной науки не охватывает столь широкое разнообразие человеческих проявлений, как культурология. Последняя не только сводит воедино и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия – «культура», но и объединяет разнообразные подходы ко всем проявлениям культуры: в религиозном, экономическом, художественно-эстетическом, научном, этическом, техническом, политическом и других аспектах.

Культурология возникла на стыке истории, философии, психологии, антропологии (учении о человеке), этнологии (учении о народе), этнографии (науки, изучающей культуру и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (науки, исследующей свойство знаковых систем), лингвистики, информатики и т.д.

Сложный характер предмета культурологии определяет сложную структуру самого культурологического знания. По уровням познания выделяют определенные элементы культурологии.

1. Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижение конкретных наук, нуждается в обосновании предмета собственного познания, что и берет на себя – философия культуры. Философия культуры – это общая теория культуры, исследующая ее через существенные и общие черты. Культурфилософия вычленяет сущность культуры, ее отличия от природы, изучает структуру, функции, роли культуры, ее ведущие тенденции. Философия культуры занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека. Если философия культуры определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, то культурология объясняет конкретные формы культуры с помощью культурфилософии.

2. Следующий элемент – история культуры. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история культуры имеет специфические особенности, ряд процессов культурного развития не полностью совпадает с общими тенденциями и хронологией социальной истории. История культуры изучает конкретные историческое типы культур, их события и достижения, зарождение и функционирование коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ. К примеру, мировая культура зарождалась и развивалась в ряде очагов. Европейская культура многими сущностными сторонами обязана античности, потому Средневековье, Новое и Новейшее время в осмыслении культуры постоянно возвращались к античным истокам. В то же время каждая последующая эпоха, реагируя на изменения общественного бытия, сознания, рождает свои нормы культуры, методы их освоения, осмысления. Современная история культуры много внимания уделяет внеевропейским культурам (восточным, африканским, латиноамериканским и др.), признавая за ними собственную специфику. Процесс взаимовлияния различных культур протекает в настоящее время интенсивно и отдельные процессы активно включаются в общекультурное достояние.

3. Важнейшим элементом культурологии является культурантропология, изучающая конкретные ценности, традиции, опредмеченные результаты культурной деятельности в их развитии, механизмы передачи культурных навыков от человека к человеку. Культурная антропология большое внимание уделяет проблемам рассмотрения этнических культур. Для выработки единой теории культуры необходим анализ этнических общностей (на основании обычаев, системы родства, образа жизни). Культурная антропология показывает взаимоотношение внутри различных культур, между типами культур, процесс аккультурации (подчинение, попадание одной культуры в зависимость от другой).

4. Следующим элементом культурологии является социальная антропология, исследующая становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека.

5. Самостоятельным элементом является психология культуры, изучающая индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурно-исторические типы личности. Психология культуры рассматривает такие вопросы: как культура отражает внутренний психический мир человека, способствует формированию и развитию человека как субъекта культурной деятельности, каким образом человек способен вносить изменения в процесс познания, изучает личность в ее функции создателя и потребителя культуры, генезис человеческой индивидуальности в культурном пространстве,

Все вышеперечисленные элементы структуры современного культурологического знания позволяют решить важнейшие задачи культурологи: сохранить культуру, обновить культуру, транслировать культуру. С помощью структурных единиц культурологи возможен переход от явлений (многообразия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования), от описания к анализу и синтезу, что позволяет теоретически охарактеризовать культуру как самозначащую и самовоспроизводящую себя в историческом пространстве и времени систему.

4.Культурология прикладная – совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях. Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практическое использование результатов познание, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, которые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленческой деятельности, а также программирование и планирование конкретных сторон практики, способных изменяться в нужном направлении под действием преобразовательных, в частности, управленческих, мер. Все это делает неотъемлемым компонентом прикладной культурологии (помимо теорий и познавательных принципов) такие элементы знания, как совокупность социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, предназначенных для специалистов и практических работников разных областей социальной деятельности.

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (экономического, политологического, социологического, психологического) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионально отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально-личностный и др. Все это способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например, таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная и национальная политика и т.д. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической деятельности требует перехода специалистов и управленческих работников на межотраслевое взаимодействие.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что прикладное культурологическое знание успешно находит практическое применение в следующих областях: регулирование социальных отношений при взаимодействии разных социальных и культурных групп, слоев; регулирование этнонациональных взаимодействий; при разрешении межгрупповых конфликтов, в процессе снятия социального напряжения, порождаемого самыми различными факторами; устранение или минимизация причин отклоняющегося поведения (пьянства, алкоголизма, наркомании и т.д.); в процессах социализации личности, социальной и культурной адаптации человека к модернизационным переменам, в ходе психологического консультирования по разным жизненным проблемам; в повышении социальной эффективности деятельности СМИ, а также в ходе регулирования любых процессов коммуниквции между группами и слоями, между социальными институтами и личностью, между производителями и потребителями (например, в рекламной деятельности) и т.д. В этом процессе многое зависит от способности увидеть и признать роль культурных факторов в разрешении социальных и профессионально-отраслевых проблем.


[1] Метод – комплекс познавательных приемов, операций и процедур.

[2] Аксиология – раздел философии, посвященный учению о ценностях.

[3] Семиотика культуры – сфера научного знания, носящая междисциплинарный характер, объединяющая предмет семиотики – науки о знаковых системах и культурологии. Главная задача семиотики культуры – изучение знаково-символических систем, функционирующих в культуре. Т.о., палеопсихологическая (от греч. «древний») реконструкция наряду с дешифровкой знаковых систем, т.е. семиотическим анализом, есть поэтому и метод, и содержание культурологии как теоретической науки, не сводимой к иллюстративности и описательству, предполагающей строго концептуальный тип формулирования, постановки и решения проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: