double arrow
I. Исследование причин

Аристотель, вслед за Парменидом и Платоном, поставил задачу мыслить бытие. Чтобы мыслить бытие, необходимо знать начала, высшие роды бытия. Эти начала называются причины. Аристотель считал, что объяснить вещь означает указать ее причину.

Всего таких причин четыре. При этом русское слово причина отличается от греческого слова αιτια:

при – чина

чин

чин – ить

при – чин – ить

за – чин

по – чин – ить

на – чинка

В русском языке корень «чин» означает «дело, работа, порядок». Соответствующее латинское слово CAUSA означает «щелчок». А греческое слово αιτια означает «условие», «основание» и «вина».

Аристотель называет четыре вида причин.

1. Причина формальная. Поиск формальной причины – это ответ на вопрос: «Что это такое?»

2. Причина материальная. Поиск материальной причины – это ответ на вопрос: «Из чего это?».

3. Причина действующая (= производящая). Поиск действующей причины – это ответ на вопросы: «Кто это сделал?», «Что это сделало?»

4. Причина целевая (= финальная). Поиск целевой причины – это ответ на вопросы: «С какой целью это сделано?» «Зачем это сделано?»

Например, если объяснять существование данного конкретного серебряного кувшина с точки зрения формальной причины, то в существовании кувшина виновато понятие «сосуд» (по Аристотелю – «форма», «сущность» – сосуд).

Если объяснять существование данного конкретного серебряного кувшина с точки зрения материальной причины, то в существовании кувшина виновато серебро, из которого изготовлен данный кувшин.

Если объяснять возникновение данного конкретного серебряного кувшина с точки зрения действующей причины, то в появлении кувшина виноват ремесленник, который его изготовил.

Если объяснять возникновение данного конкретного серебряного кувшина с точки зрения целевой причины, то в появлении кувшина виноваты те блага, которые ремесленник приобретёт после продажи кувшина на рынке.






Сейчас читают про: