Философия Аристотеля (384-322 до н. э.).
Общие сведения.
Прозвище Платон обозначало «широкий». Имя «Аристотель» переводится как «благое завершение». Эти имена очень к ним подходили, потому что Аристотель закончил обширнейшую работу, начатую Платоном. Аристотель двадцать лет учился в Академии Платона и был очень хорошим учеником. Рассказывают, что однажды Платон читал очень трудную лекцию. Настолько трудную, что слушатели один за другим вставали и выходили. Когда Платон закончил, перед ним сидел один Аристотель. Но чем дольше Аристотель учился у Платона, тем меньше он с ним соглашался. В последние десять лет жизни Аристотель основал собственную школу под названием Λυκειον (современное произношение – Лицей). Аристотель читал свои лекции, прогуливаясь под навесом, поэтому его ученики заслужили прозвище «перипатетики» – прогуливающиеся философы.
Радикальное отличие между философией Аристотеля и философией Платона заключается в следующем:
Платону кажется, что «Стольность» – это что-то гораздо более яркое, прекрасное и совершенное, чем стол. А это неверно. Закройте глаза и представьте себе вот этот стол. Вы представите его во всех подробностях, с каждой царапинкой и завитушкой. А теперь представьте себе «стол вообще» – платоновскую идею «Стольности». Сразу все подробности исчезнут, останется только доска и под ней то ли три, то ли четыре ножки. А теперь представьте себе «мебель вообще»! Вряд ли даже Платон сумел бы сделать это ярко и наглядно. Нет, чем выше идея, тем она бледнее и беднее. Мы создаем идеи сами. Повидав сто столов, тысячу стульев и кроватей, сто тысяч домов, кораблей и телег, мы замечаем, какие признаки у них общие, и говорим: вот этот вид предметов «стол», род предметов «мебель», класс предметов «изделие». Разложим все, что мы знаем, по этим полочкам видов и родов – и мир для нас сразу станет яснее.
|
|
У Платона мир похож на платоновское же идеальное государство (монархию): сверху сидит, как монарх, идея Стольности, а внизу ей покорно повинуются настоящие столы.
У Аристотеля же мир похож на обычную греческую демократию: столы встречаются, выясняют, что в них есть общего и что разного, и совместно вырабатывают идею Стольности.
Если Платон чаще употреблял слово «идея» («эйдос» по-гречески), то Аристотель в этом же смысле использовал термин «форма» («морфе» по-гречески). В отличие от «идеи» Платона «форма» Аристотеля обретает действительное бытие только в совокупности с материей.
Классификация наук.
Все науки по Аристотелю составляют три раздела.
1) Науки теоретические (они ведут поиск знания ради самого знания). Сюда относятся метафизика, физика (в том числе психология) и математика.
2) Науки практические, от греческого слова «праксис» – деяние, подвиг (они добиваются знания для достижения морального совершенства). Сюда относятся этика и политика.
3) Науки производящие (они направлены на производство определенных объектов). Сюда относится, например, агрономия.
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ, ЗНАЧИМЫЕ И ЦЕННЫЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ДАЮТ ЗНАНИЕ ПЕРВЫХ ПРИЧИН И НАЧАЛ.