Потребности. - испытываемая человеком нужда в чем-то необходимом

- испытываемая человеком нужда в чем-то необходимом.

Отражают устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий жизни, она побуждает человека к активности.

Свойства:

ü она всегда конкретна, она соотносится с теми объективно существующими предметами реального мира, с помощью которых м.б. удовлетворена,

ü она всегда динамична, т.е. м. изменить свою напряженность, заставить ее угасать или возникать вновь.

Выделяют семь ступеней потребностей (Маслоу):

1) потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способности, развитие собственной личности)

2) эстетические потребности (гармония, порядок, красота)

3) познавательные потребности

4) потребность в уважении (почитании) (компетентность, достижение успеха, одобрение, признание)

5) потребность в принадлежности и любви (принадлежность к обществу, любить и быть любимым)

6) потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач)

7) физиологические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.)

При рассмотрении связей потребностей с деятельностью выделяют два этапа в жизни каждой потребности:

1) до встречи с предметом, удовлетворяющим потребность,

2) в период после этой встречи, когда предмет потребности обретен.

Когда происходит встреча потребности с ее предметом, говорят об опредмечивании потребности.

После опредмечивания активность человека становится направленной, происходит четкое опр. и эмоц. закрепление потребности.

Самим актом опредмечивания потребность меняется (преобразуется).

В акте опредмечивания рождается мотив.

Мотив - побуждение к деятельности, связ. с удовлетворением потребности, причина, ледащая в основе выбора действий и поступков, совокупность условий, вызывающих активность субъекта.

Функции мотивов:

1) смыслообразование, они придают деятельности личностный смысл

2) побуждение, они сопутствуют смыслообразуюшим мотивам и выполняют роли побудительных факторов положительных или отрицательных.

Слияние обеих функций придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.

Мотивы, побуждающие поступать опр. образом м.б. двух видов:

1) осознанные мотивы - побуждающие человека поступать или вести себя в соотв. Со своими взглядами, знаниями, принципами

2) неосознаваемые мотивы – скрыты от самого субъекта деятельности или от наблюдателя

Классификации мотивов:

1) Кеттел

2) МакДаугалл

3) Мюррей

4) Гилфорд

Термин мотивация представляет собой более широкое понятие и исп. В психологии в двояком смысле:

1) обозначающее систему факторов детерминирующих поведение,

2) характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на опр. Уровне.

Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения имеет две причины:

1) внутренние - псих. свойства субъекта поведения --> личностные диспозиций

2) внешние - внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта --> ситуационная мотивация.

Различие мотивацией и мотивом состоит в том, что:

мотив - то, что принадлежит самому субъекту поведения, явл. устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению опр. действий,

мотивация - циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, которым субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом этого влияния явл. реально наблюдаемое поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: