- испытываемая человеком нужда в чем-то необходимом.
Отражают устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий жизни, она побуждает человека к активности.
Свойства:
ü она всегда конкретна, она соотносится с теми объективно существующими предметами реального мира, с помощью которых м.б. удовлетворена,
ü она всегда динамична, т.е. м. изменить свою напряженность, заставить ее угасать или возникать вновь.
Выделяют семь ступеней потребностей (Маслоу):
1) потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способности, развитие собственной личности)
2) эстетические потребности (гармония, порядок, красота)
3) познавательные потребности
4) потребность в уважении (почитании) (компетентность, достижение успеха, одобрение, признание)
5) потребность в принадлежности и любви (принадлежность к обществу, любить и быть любимым)
6) потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач)
7) физиологические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.)
|
|
При рассмотрении связей потребностей с деятельностью выделяют два этапа в жизни каждой потребности:
1) до встречи с предметом, удовлетворяющим потребность,
2) в период после этой встречи, когда предмет потребности обретен.
Когда происходит встреча потребности с ее предметом, говорят об опредмечивании потребности.
После опредмечивания активность человека становится направленной, происходит четкое опр. и эмоц. закрепление потребности.
Самим актом опредмечивания потребность меняется (преобразуется).
В акте опредмечивания рождается мотив.
Мотив - побуждение к деятельности, связ. с удовлетворением потребности, причина, ледащая в основе выбора действий и поступков, совокупность условий, вызывающих активность субъекта.
Функции мотивов:
1) смыслообразование, они придают деятельности личностный смысл
2) побуждение, они сопутствуют смыслообразуюшим мотивам и выполняют роли побудительных факторов положительных или отрицательных.
Слияние обеих функций придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.
Мотивы, побуждающие поступать опр. образом м.б. двух видов:
1) осознанные мотивы - побуждающие человека поступать или вести себя в соотв. Со своими взглядами, знаниями, принципами
2) неосознаваемые мотивы – скрыты от самого субъекта деятельности или от наблюдателя
Классификации мотивов:
1) Кеттел
2) МакДаугалл
3) Мюррей
4) Гилфорд
Термин мотивация представляет собой более широкое понятие и исп. В психологии в двояком смысле:
1) обозначающее систему факторов детерминирующих поведение,
|
|
2) характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на опр. Уровне.
Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Любая форма поведения имеет две причины:
1) внутренние - псих. свойства субъекта поведения --> личностные диспозиций
2) внешние - внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта --> ситуационная мотивация.
Различие мотивацией и мотивом состоит в том, что:
мотив - то, что принадлежит самому субъекту поведения, явл. устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению опр. действий,
мотивация - циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, которым субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом этого влияния явл. реально наблюдаемое поведение.