Способности - индивидуальные особенности личности, обесп. успех в деятельности и легкость овладения ею.
1. Опорные свойства. Напр., для способности к художеству - высокая прир. чувствительность зрительного анализатора, чувство линии, пропорции, формы и т.д.
2. Ведущие свойства. Напр., свойство худ. творческого воображения.
В качестве необх. фона м. выступать эмоц. настроенность и эмоц. отн. к воспринимаемому и изображаемому.
Уровни способностей:
1. Репродуктивный обеспечивает высокое умение усваивать знания и овладевать деятельностью.
2. Творческий обесп. создание нечто нового оригинального.
Репродукция всегда содержит элементы творчества, а творческая деятельность не возможна без деятельности репродуктивной.
Виды способностей:
1. Общие - инд. свойства личности, обеспечивающие отн. легкость и продуктивность в овладении знаниями и осущ. различных видов деятельности.
2. Специальные способности - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой либо области деятельности.
|
|
3. Теоретические способности - способность к абстрактно теоретическим размышлениям.
4. Практические С.
5. Учебные С.
6. Творческие С. - создание новых предметов.
Уровни развития способностей:
1. Задатки - первичная природная основа способностей еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деятельности. Они проявляются в склонностях к опр. виду деятельности.
2. Склонность - первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Проявляется в стремлении, тяготении человека к опр. деятельности.
3. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, ко. обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой либо деятельности.
4. Талант - высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность отл. принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
5. Гениальность - творческие достижения человека сост. целую эпоху в жизни общества в развитии культуры.
За пять тысяч лет развития человечества – гениев было всего 400 человек.