Массовые празднества, шествия, представления, в периоды Средневековья и возрождения

После крушения римской империи и гибели античной культуры, развитие западной Европы начинается вновь, совершенно самостоятельно.

Религия в период средневековья сопровождает всю жизнь человека от рождения до смерти. Она заполняет его быт, направляет его суждения, контролирует чувства, она дает духовную пищу и долгое время заведует празднествами и представлениями. Не было границ божьего гнева для зрелищ, созданных народом свободомыслящих, непокорных к церковным идеалам с радостными, земными жизневосприятиям. Несмотря на жесточайшие преследования язычества в народе, продолжали исполнять языческие обрядовые игры. Крестьяне удалялись в лес и в поле, шли к морю и приносили в жертву животных, пели песни, плясали и возносили хвалу богам, олицетворяющим добрых силы природы. Обрядовые игры вбирали в себя со временем и фольклорные героические темы. В Англии весенние календарные праздники были связаны с образом народного героя Робин Гуда. В сельских трудовых играх раннего средновековья ярко проявилась поэтическая видение мира, богатство фантазии, талантливость, наблюдательность, остроумие простого народа. Ощущение победы над страхом перед непонятными силами природы выражаются в форме уродливо-смешного, в комических образах смерти, веселых растерзаниях и, наконец в особенностях смеховых обрядов. Обязательным моментом праздника было переодевание, ряжение «олицетворяющее обновление одежд». Пародийно-смеховая сторона праздника разыгрывала всеобщее материальное изобилие, равенство, свободу.

Христианство, враждебное духовной свободе народа, преследовало вольные игры, объявляя их порождением дьявола. Церкви удалось восприветствовать свободному развитию народного праздничного творчества. Продолжали жить отдельные виды деревенских увеселений, породив новый вид народных зрелищ действа гистрионов. Городские забавники – гистрионы, существовали у всех народов Европы: во Франции их называли жонглерами, в Германии – шпильманы, в Англии – менестелями, в Италии – мимами, в Польше – франтами, в России – скоморохами. Их искусство обладало национальным своеобразием, имело фольклорное начало театрального искусства. Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе происходит с XI по XIII век – время возникновения средневековых городов. Гистрионы ярчайшие выразители мирского духа в средневековом городе. В их веселых дерзких песнях, пародийных сценах, в затеях и маскарадах – проявлялось стихийное бунтарство народных масс. ваганты – бродячие клирики-недоучившиеся семинаристы или разжалованные попы. Они выступали с пародийными песнями на церковных обрядах. Введение гистрионов находился кукольный театр – первое упоминание конец XII века. Начиная с IX века католическая церковь, борясь с народными праздниками и обрядами, вводит театрализацию мессы. Так родились литургические представления. Они отличались сначала статичностью и символикой, затем приобретают больше жизненных черт. Затем религиозные действа переносятся на церковную паперть. Представления стали устраиваться в ярмарочные дни. В XIII веке эти представления во Франции стали называться миракио – «чудо». Наряду с религиозными источниками сюда часто попадали сюжеты из авантюрных повестей, эпических песен. В период возвышения городов получили широкий размах городские празднества, отмечаемые массовыми шествиями и процессиями, насыщенные игрищами и театрализованными зрелищами, заранее обделанному по всем частям планом. Часть шествий являлось смотром организованных сил городской буржуазии (шествие стрелков, городской милиции). Другая часть процессии служила средством показа накопленных городом богатств, манифестацией купцов-предпринимателей, которые выставляли в организационном порядке свои товары. Некоторые шествия развивали в стройном порядке многообразные игры и шутки, приуроченные к дням маслянице-карнавала. Большинство городских праздников и шествий носило четко выраженный политический характер. Процесс театрализации городской жизни распространяется на торжественные въезды знатных лиц, прибытие которых в город давало повод для специальных празднеств и увеселий. Особенно пышно организовались въезды во Франции, Нидерландах и Италии. При въезде в Париж короля Филиппа 4-го – красивого 1313 год, впервые были разыграны на площади в виде мимической «мистерии страсти господне». Эта театрализация переросла в многодневное представление: площадную мистерию. Мистерией заканчивались шествия и празднества. Мистерия состоит из определенного цикла эпизодов, которые, несмотря на композиционную раздробленность, имеет внутренне единство. На зрелищные подмостки в качестве участников поднимались любители горожане, их грубоватый смех и восторженность создавали живое площадное карнавальное веселье. Мистерия включала ипровизации. Мотивы социального протеста в мистерию проникали с трудом. Фарсы и пародийные сценки – это самовольничание актеров. Характер мистерии определялся системой устройства сценической площадки «передвижная, кольцевая и система беседок». Чудо (театральное и религиозное) важнейшая часть мистерии. Отражением патриархальной этики стали светские по форме и христианские по духу моралите, в них уже не было религиозных сюжетов. Явление действительности представляли аллегорически «скупость – одета в трапье, прижимает мешок золота, себялюбка – носила зеркало и поминутно глядела в него, глупость – ослиные уши, любовь – сердце». Моралите сатирического содержания называют фарсами.

Многие традиционные народные празднества и обряды в городе видоизменяются, театрализуются и драматизируются и со временем превращаются в сатирические сценки, разыгрываемые ремесленниками-любителями. Уделяя большое место критике общественных недостатков являясь живой театрализованной публицистикой, моралите, фарсы выполняют роль газет и журналов того времени. Особо распространен тип агитационных и пропагандистских представлений. Черты преувеличенной пародии, карикатуры и шаржа особо проявлялись в народном фарсе. Немецкий драматург Фридрих Вольф нашел материалы игрища, где под карнавальными костюмами участников было скрыто оружие, а в шутовских колотушках – мечи. Обрядовые праздники и игры в пору средневековья активно запрещаются и искореняются католической церковью и феодалами. Но народное самодеятельное творчество вылилось в черты деятельности жонглеров-гистрионов кукольников. С IX века церковь берет на вооружение некоторые формы театрализации, стараясь подчинить себе все празднества морально и организационноматериально. Но с развитием городов народно-карнавальная стихия ломает все рамки и отделяется от церкви. Бурное развитие самодеятельного искусства в конце XV-XVI веков способствует небывалому расцвету пародийно-агитационных сатирических представлений, способствует зарождению народных празднеств и масляниц, и карнавальных игр, множество комических типов и маскарадных персонажей, которые в последствии сыграют значительную роль в развитии театра во всех странах Западной Европы.

Литература: М.Э. – Т.1 Об искусстве.

История зарубежного театра. Ч.1

История западно европейского театра. Т.1

Гвоздев, Пестровский. – История европейского театра,

античный театр, театр эпохи капитализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: