Народные обряды, празднества и игрища на Руси

Представление и празднества у славянских племен, заселявших восточную Европу и нашу страну тоже связана с обрядами, вытекавшими из условий жизни. Сохранился земледельческий обряд: когда озимая рожь начинала колоситься (около Троицы) девушки и парни скрещивали руки и становились в два ряда. По их соединенным рукам, словно по мосту, шла маленькая девочка, убранная лентами. Каждая пара, которую она проходила, спешила забежать вперед, поэтому мост продолжался до самой озими-поля. Здесь девочка соскакивала, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село. По дороге девушки пели:

Ходит колос по яри,

По белой пшенице,

Где царица шла

Там рожь густа.

Из колосу осмина

Из зерна коврихка.

Из лагузенра пирог родился.

Родися рожь с овсом,

Живите богато сын с отцом.

Древнейшая обрядность у славян имеет магическую, затем культовую и религиозную окраску, но имеет свои особые национальные черты. Но некоторые носят следы напластований: в свадебных обрядов мы видим следа обычаев умывания жен, продажа невесты жениху, независимо от ее согласия. Праздники солнечного года служат начальными днями целого ряда праздников. Многие сопровождаются обрядами театрализованного характера и имеют вид игрищ с распределением ролей и некоторой костюмировкой. Первое место занимают святки и масленица. Из них развивались элементы народных представлений. Первичной формой театрализации было ряжение и диалог. Обычными типами ряжения были фигуры животных: волков, лисиц, журавлей, медведя и козы. Мужчины рядились женщинами и наоборот. Рядились разбойниками, цыганами. Их называли – окрутники. Ряженые разыгривали небольшие сценки незатейливого содержания. Представление заканчивалось хороводной песней. Носителями комизма в веселых сценках являлись дубоватые мужики, сварливые бабы, дурацкие персонажи. Подобные же игры приурочивались к масленице, которая состояла из трех моментов: позывание или покликание, собственно празднования и проводов. Особый интерес представляли проводы. Помимо поезда из подвод на масляницу вводили кобылу. С ней ходили по деревне. Другим обрядом была игра в городок. На Украине и Белоруссии существовал обычай «волочить колодку»: к ногам парня, который долго не женился, привешивали полено и заставляли так ходить колодка приводит нас к новому обрядовому приему – изготовлению чучела. В Пензенской губернии существовал обычай – изготовление чучела. Участники празднества делились на две группы: одна защищала городок, другие нападали. Победителя (капитана) купали в проруби. Интересны празднования масляницы при Петре I. Он сам был инициатором и руководителем этого празднества. На одном из них по площади ехал бутафорский корабль, на борту которого ехал сам Петр. Царица ряженая в русскую одежду следовала в колеснице за кораблем. Затем следовала их свита, то же ряженая. На масленицу все мирились и шел разгул, то есть народ в дни праздника действительно отдыхал от тяжелого быта.

Проважавшие масленицу делились на два хора и пели песни. Из участников игр выделялись потешники – скоморохи. Их творчество выражало мысли и настроение народа. Скоморохи слагали песни о народных героях и осмеивали бояр, воевод и попов. Свадебные, колядские, купальские обряды необходились без скоморохов. Игра на музыкальных инструментах, шутовские песни, ряжение в зверей и надевание масок – таков репертуар и промысел скоморохов. Расцвет скоморочества относится к XVII веку.

К скоморочьим представлениям относится и кукольный театр. К самым распространенным кукольным героем был Петрушка – классический образ, рожденный народом. Образ Петрушки, его стремления и заботы близки и понятны каждому зрителю. Горький писал о Петрушке: «Это непобедимый герой народной кукольной комедии. Он побеждает всех и все: полицию, попов, даже черта и смерть. Сам же остается бессмертным. В грубом и наивном образе воплотил себя и свою веру, что он приодалеет всех и все».

Литургические действия не получили особого развития. Обряды с некоторой театрализацией: омовение ног, цветоносие или шествие на осляти. Вначале XVIII века, выполняя требования Петра I школьный театр создает ряд представлений отражающих политические события современности. В представлении «разгром шведской армии под Полтавой были аллегорически показаны враги России хромой лев – Карл 7-й, гидра – Мозепа». Вначале XVIII века московские приказчики и студенты устраивали в сараях на святках и масляницу публичные представления. Эти представления (окочих комендантов назывались игрищами). Различаются игрища народные и скоморошьи. Русский народный театр вырос из самой жизни, народной эстетики, а искусство скоморохов соствляло лишь часть театра. Возникнув, как элемент языческой обрядности игрища развиваются в сторону театрального представления, а в XIX веке обозначает малую форму народного театра. Характерными чертами игрищ являются их социальная сатира и реалистический показ жизни. К царю народный сатирический театр относится недоброжелательно, насмешливо. Существовали интермедии. Иногда это монолог, чаще диалог. В XVIII и XIX веках своеобразные празднества, шествия и театральные действования, потехи организует придворная аристократия и дворянство, начало потешному действию было положено при Дмитрии Самозванце. Потехи чередовались турнирами типа рыцарских «ломание копий». С детства у Петра начинаются воинские потехи, положившее начало регулярному войску. Петровская эпоха богата театрализацией быта: ассамблеи (общие собрание), гулянии в летнем саду, праздники по поводу закладки нового корабля, катания на лодках, шествия. Создавались шуточные маскарады, пародировались похороны. Но в целом обряды и празднества не отражали коренных интересов народа, который участвовал в них пассивно, как зритель. Народ создает свои представления, свой народный театр. Игрища, интермедии, кукольный театр продолжают развиваться. Но наиболее распространенны в это время героические действия: лодка Степа Разина, женитьба Пугачева на Устине Кузнецовой, Кутузов и Наполеон, как француз Москву брал. Но наиболее любимым народным представлением была комедия о Царе Максимиллионе. XIX век характерен умиранием низового театра и создание севдонародного, который является объедененной формой обрядовых представлений. На гуляниях и ярмарках устраивались ледяные горы, качели, кулачные бои. Здесь были великаны, карлики, бородатые женщины, безрукие, эквелебристы. Гуляния – разновидность театральных действований, источник балаганных представлений. Популярной среди балаганных представлений была пантомима. Были распространены выступления клоунов и балаганных дедов. Балаганные деды, выступления скоморохов, элемент народного театра и балаганный день. Народные игрища явились основой зарождения литургической драмы и сатирической комедии Фонвизина, Сумарокова.

Литература:

Б.Л. Асеев – Русский драматический театр. XII-XIII век.

Всеволодский – Русский народный театр от истоков до середины XIII века.

История русского театра. 1929 г.

Русское народное поэтическое творчество, пособие для ВУЗов.

Русские народные гуляния. 1948г.

Русская народная драма XII-XX в.в. 1953г. (текст пьес и описание представлений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: