Естественнонаучного образования

Включение курса "Естествознание" в структуру естественнонауч­ного образования в средней школе предполагает создание системы учебных дисциплин, образующих единое целое, согласованных по вертикали перспективными межпредметными связями.

"Естествознанию - 5" предшествует изучаемый в начальной шко­ле интегрированный курс "Окружающий мир", формирующий начальные представления о природе, обществе и человеке, основных нормах их взаимоотношений. Этот курс развивает интеллектуальную и эмо­ционально-нравственную сферы ребенка, формирует эстетические, во­левые, ценностные установки личности. Основные идеи курса "Окру­жающий мир" развиваются в курсе "Естествознания 5-7".

На базе знаний, полученных школьниками при изучении естество­знания, в VIII-IX классах основной школы начинается дифференцирова­нное изучение естественных наук в систематических курсах биологии, химии, физики, а с 6 класса - географии. Програм­мы этих курсов должны быть согласованы с "Естествознанием",- опи­раться на полученные в нем представления и предметные понятия, развивая его основные идеи.

Дифференцированное изучение естественных наук может быть про­должено далее в старшей школе /X-XI классы/. При этом школьники получают возможность выбрать теоретический уровень изучения соответствующих дисциплин: базовый, углубленный или профильный.

Как самостоятельная учебная дисциплина, "Естествознание" ре­шает комплекс учебно-воспитательных задач, направленных на орга­низацию целостного процесса обучения, воспитания и развития уча­щихся.

Обучение интегрированному курсу должно служить следующим гла­вным целям:

1. Формирование целостного естественнонаучного взгляда на мир - основы для развития познавательных интересов, про­фессиональных ориентиров, способности к самоопределению и развитию.

2. Воспитание школьников на основе гуманистических ценностей понимания роли и места человека в современном мире.

3. Развитие творческого мышления, индивидуальных способнос­тей, интеллекта и духовной сферы.

Для достижения поставленных целей учителю естествознания не­обходимо решить следующие задачи:

Задачи обучения:

1. Сообщение научных фактов, основных понятий, доступных обобщений о природных объектах и явлениях, их вза­имосвязи.

2. Нормирование представлений о природе как сложно организо­ванной и развивающейся системе.

3. Формирование основных биологических, химических, физичес­ких, географических понятий, составляющих базу для изу­чения систематических курсов.

4. Формирование элементарных экологических по­нятий, навыков научного природопользования.

5. Ознакомление со строением организма человека, санитарно-гигиеническими нормами, средствами охраны здоровья чело­века.

Задачи воспитания:

1. Формирование основ научного мировоззрения, понимания научной картины

мира на основе представлений о неделимос­ти природы Земли.

2. Формирование ценностного отношения к природе, развитие чувства тревоги

и заботы о состоянии природы.

3. Гигиеническое воспитание на основе представлений о цен­ности здорового образа жизни.

Задачи развития:

1. Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся в отно­шении к природе и средствами природы.

2. Развитие наблюдательности, воображения, мышления, памяти.

3. Развитие общеучебных, интеллектуальных и практических умений

и навыков.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова структура естественнонаучного образования в средней школе на основе интегрированного подхода к обучению?

2. Как в школе организуется дифференцированное обучение по естес­твенным наукам?

3. Каковы цели изучения интегрированного курса?

4. Какие знания о природе учащиеся получают в курсе "Окружающий мир"?

5. Каковы задачи изучения систематических курсов? Какую роль по отношению к ним выполняет "Естествознание"?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: