Включение курса "Естествознание" в структуру естественнонаучного образования в средней школе предполагает создание системы учебных дисциплин, образующих единое целое, согласованных по вертикали перспективными межпредметными связями.
"Естествознанию - 5" предшествует изучаемый в начальной школе интегрированный курс "Окружающий мир", формирующий начальные представления о природе, обществе и человеке, основных нормах их взаимоотношений. Этот курс развивает интеллектуальную и эмоционально-нравственную сферы ребенка, формирует эстетические, волевые, ценностные установки личности. Основные идеи курса "Окружающий мир" развиваются в курсе "Естествознания 5-7".
На базе знаний, полученных школьниками при изучении естествознания, в VIII-IX классах основной школы начинается дифференцированное изучение естественных наук в систематических курсах биологии, химии, физики, а с 6 класса - географии. Программы этих курсов должны быть согласованы с "Естествознанием",- опираться на полученные в нем представления и предметные понятия, развивая его основные идеи.
Дифференцированное изучение естественных наук может быть продолжено далее в старшей школе /X-XI классы/. При этом школьники получают возможность выбрать теоретический уровень изучения соответствующих дисциплин: базовый, углубленный или профильный.
Как самостоятельная учебная дисциплина, "Естествознание" решает комплекс учебно-воспитательных задач, направленных на организацию целостного процесса обучения, воспитания и развития учащихся.
Обучение интегрированному курсу должно служить следующим главным целям:
1. Формирование целостного естественнонаучного взгляда на мир - основы для развития познавательных интересов, профессиональных ориентиров, способности к самоопределению и развитию.
2. Воспитание школьников на основе гуманистических ценностей понимания роли и места человека в современном мире.
3. Развитие творческого мышления, индивидуальных способностей, интеллекта и духовной сферы.
Для достижения поставленных целей учителю естествознания необходимо решить следующие задачи:
Задачи обучения:
1. Сообщение научных фактов, основных понятий, доступных обобщений о природных объектах и явлениях, их взаимосвязи.
2. Нормирование представлений о природе как сложно организованной и развивающейся системе.
3. Формирование основных биологических, химических, физических, географических понятий, составляющих базу для изучения систематических курсов.
4. Формирование элементарных экологических понятий, навыков научного природопользования.
5. Ознакомление со строением организма человека, санитарно-гигиеническими нормами, средствами охраны здоровья человека.
Задачи воспитания:
1. Формирование основ научного мировоззрения, понимания научной картины
мира на основе представлений о неделимости природы Земли.
2. Формирование ценностного отношения к природе, развитие чувства тревоги
и заботы о состоянии природы.
3. Гигиеническое воспитание на основе представлений о ценности здорового образа жизни.
Задачи развития:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся в отношении к природе и средствами природы.
2. Развитие наблюдательности, воображения, мышления, памяти.
3. Развитие общеучебных, интеллектуальных и практических умений
и навыков.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова структура естественнонаучного образования в средней школе на основе интегрированного подхода к обучению?
2. Как в школе организуется дифференцированное обучение по естественным наукам?
3. Каковы цели изучения интегрированного курса?
4. Какие знания о природе учащиеся получают в курсе "Окружающий мир"?
5. Каковы задачи изучения систематических курсов? Какую роль по отношению к ним выполняет "Естествознание"?






