Включение курса "Естествознание" в структуру естественнонаучного образования в средней школе предполагает создание системы учебных дисциплин, образующих единое целое, согласованных по вертикали перспективными межпредметными связями.
"Естествознанию - 5" предшествует изучаемый в начальной школе интегрированный курс "Окружающий мир", формирующий начальные представления о природе, обществе и человеке, основных нормах их взаимоотношений. Этот курс развивает интеллектуальную и эмоционально-нравственную сферы ребенка, формирует эстетические, волевые, ценностные установки личности. Основные идеи курса "Окружающий мир" развиваются в курсе "Естествознания 5-7".
На базе знаний, полученных школьниками при изучении естествознания, в VIII-IX классах основной школы начинается дифференцированное изучение естественных наук в систематических курсах биологии, химии, физики, а с 6 класса - географии. Программы этих курсов должны быть согласованы с "Естествознанием",- опираться на полученные в нем представления и предметные понятия, развивая его основные идеи.
|
|
Дифференцированное изучение естественных наук может быть продолжено далее в старшей школе /X-XI классы/. При этом школьники получают возможность выбрать теоретический уровень изучения соответствующих дисциплин: базовый, углубленный или профильный.
Как самостоятельная учебная дисциплина, "Естествознание" решает комплекс учебно-воспитательных задач, направленных на организацию целостного процесса обучения, воспитания и развития учащихся.
Обучение интегрированному курсу должно служить следующим главным целям:
1. Формирование целостного естественнонаучного взгляда на мир - основы для развития познавательных интересов, профессиональных ориентиров, способности к самоопределению и развитию.
2. Воспитание школьников на основе гуманистических ценностей понимания роли и места человека в современном мире.
3. Развитие творческого мышления, индивидуальных способностей, интеллекта и духовной сферы.
Для достижения поставленных целей учителю естествознания необходимо решить следующие задачи:
Задачи обучения:
1. Сообщение научных фактов, основных понятий, доступных обобщений о природных объектах и явлениях, их взаимосвязи.
2. Нормирование представлений о природе как сложно организованной и развивающейся системе.
3. Формирование основных биологических, химических, физических, географических понятий, составляющих базу для изучения систематических курсов.
4. Формирование элементарных экологических понятий, навыков научного природопользования.
|
|
5. Ознакомление со строением организма человека, санитарно-гигиеническими нормами, средствами охраны здоровья человека.
Задачи воспитания:
1. Формирование основ научного мировоззрения, понимания научной картины
мира на основе представлений о неделимости природы Земли.
2. Формирование ценностного отношения к природе, развитие чувства тревоги
и заботы о состоянии природы.
3. Гигиеническое воспитание на основе представлений о ценности здорового образа жизни.
Задачи развития:
1. Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся в отношении к природе и средствами природы.
2. Развитие наблюдательности, воображения, мышления, памяти.
3. Развитие общеучебных, интеллектуальных и практических умений
и навыков.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова структура естественнонаучного образования в средней школе на основе интегрированного подхода к обучению?
2. Как в школе организуется дифференцированное обучение по естественным наукам?
3. Каковы цели изучения интегрированного курса?
4. Какие знания о природе учащиеся получают в курсе "Окружающий мир"?
5. Каковы задачи изучения систематических курсов? Какую роль по отношению к ним выполняет "Естествознание"?