Соседство и стихийная социализация

Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуаль­ных домах). Эту общность характеризуют меж­личностные связи, определенное отношение к месту своего прожи­вания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о порядке и об экологической безопасности, защита от криминала и т. п.).

Для взрослых соседство играет ту или иную роль в их жизни в зависимости от типа и размера поселения, социально-культурного статуса и возраста чело­века. Для детей соседство не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации.

Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, млад­шие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверст­никами, это связано с тен­денцией современных российских семей – иметь одного ребенка. Для них это общение – выход за рам­ки семьи, освоение новых социальных ролей, приобре­тение нового социального опыта, сту­пень адаптации к социуму.

В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лек­сику, новые, нередко иные по сравнению с семейны­ми нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они по­лучают представление о жизненных цен­ностях, стилях жизни, от­личных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту куль­туры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками но­вой информацией, детским (и не только детским) фольклором.

Общаясь с соседями-сверстниками, дети усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в соци­альной практике, за какие личностные и поведенческие проявле­ния эти санкции применяются обществом сверстников.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его со­циализации иг­рают межличностные отношения со сверстниками.

Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к обще­ству сверстников, ощущение своей принятости социумом (который для них в основном ограничен местом непосредственного прожива­ния). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодей­ствии с ними могут отрицательно сказаться на социализации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрицательный эффект.

Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве как позитивного, так, естественно, и негативного характера. Но это – объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоя­тельств и факторов, социализирующих растущего человека. В частности, большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток, юноша. В детстве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве и тем более в юности эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с сосед­скими связями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: