Император Юстиниан Великий и его церковная политика. Спор о трех главах. V Вселенский Собор в Константинополе

Юстиниан Великий (527-565) - император Византийский. Готовился к трону заранее. Был помощником своего дяди-императора Юстина. Женат был на девушке легкого поведения, циркачке Феодоре. Плене ее красотой и умом. Юстиниан был мягким человеком и ему требовалась поддержка жены, которая была волевой женщиной. Она помогала Юстиниану в управлении государством, Церковью. Феодора привлекала к себе монофизитов. Есть мнение, что это была специальная политика: уступать монофизитам и православным. В своей политике по отношению к монофизитам метался. Имел нестабильность в убеждениях. Юстиниан писал богословские труды, издавал кодексы законов. Одна из новелл о симфонии Церкви и государства. «Царство печется о сохранении церковных догматов и чести священства».

Необходимо было решать проблему монофизитства. К тому же в среде монахов возникли споры по поводу учения Оригена о загробной жизни. Может ли грешник очиститься в аду и попасть в рай? Юстиниан по этому поводу издал трактат по отношению к Оригену.

Один из приближенных императора монах-монофизит Аскида предложил осудить трех личностей, борцов с монофизитами: Иву Эдесского, Феодора Мопсуэтского и Феодорита Кирского. Имп. Юстиниан написал против них эдикт, где осудил их и их учение. Этому воспротивился папа Римский Вигилий, т.к. эти личности уже умерли и были оправданы на IV Вселенском Соборе.

V Вселенский Собор 553г. в Константинополе в Храме Святой Софии

По приказу императора приехал папа римский Вигилий. Собралось 145 епископов. Собор принял осуждение трех личностей. Феодор Мопсуэтский осужден полностью. Феодорит и Ива - осуждены их труды, направленные против Кирилла Александрийского. Папу Вигилия только через год заставили подписать протоколы Собора. Был осужден и Ориген. Но есть версия, что Оригена не осуждали, т.к. в переписке Юстиниана имя Оригена не упоминается. Пятый Собор не решил проблему монофизитства. Отцы Собора признали две природы Христа.

Юстиниан в своей церковной политике боролся с язычеством, преследовал еретиков. Монофизитство считал не ересью, а богословским мнением. Египет раскололся на православных и монофизитов.

БИЛЕТ №10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: