Отношение турецкого правительства к Церкви при султане Мехмеде II Фатихе

Турки-османы с уважение относились ко Христу, они допускали непорочное зачатие Девы Матери и Христа. Христа они признавали за пророка, но считали его ниже Магомета. За оскорбление Христа турки применяли наказание. С почтением они относились ко Святой воде, мощам. Султан Мехмед после завоевания Константинополя окружил себя христианами. Он понимал, что без помощи христиан-греков не сможет создать сильное государство. Султан дал понять христианам, что они потеряли самостоятельность.

Церковное управление при Мехмеде

К церковным учреждениям султан относился с терпимостью. Был избран патриарх Геннадий Схоларий. С указом султана все православные учреждения сохранялись. Духовные лица имели неприкосновенность. Церкви дана самостоятельность в управлении. Патриарх – глава Церкви, при нем действует по-прежнему Синод. Все религиозные действия, кроме крестных ходов, колокольного звона и крестов. Церковь освобождалась от повинностей. Султаны выдавали патриархам и иерархам особые грамоты – бераты. В силу этих бератов патриарх – глава христианского народа, облеченный духовной и светской властью. Патриарх:

· Ездил на коне

· Имел свиту

· Сам назначал епископов

· Мог причислять к лику святых

Священный Синод состоял из четырех членов.

Встречалось и грубое отношение к христианам. Мехмед приказал через каждые пять лет из христианских семей забирать детей 7 лет и зачислять их в полки янычар, где они воспитывались в мусульманстве.

Положение христианского населения.

Если Церковь, иерархи и клир получили права, то у рядовых верующих было другое положение. Для мирян закрыты должности управления. Несли подать, платили за право жить, дышать. Детская подать. В турецких судах христиане были бесправными. Христиане стали рабами. Их грабили, убивали. Находились фанатики, которые обращали христиан в мусульманство. Часто шантажировали: смерть или ислам. Были греческие общины, которые имели собственное управление, но облагались налогами. Христиане могли иметь землю. Греки занимались торговлей и промышленностью.

Отношение турецкого правительства к Церкви в XVI – XVIII вв.

Сын Мехмеда II Баязет II отнимал храмы, обращал в мусульманство. Селим I (1512-1520) унижал, пытал христиан. Сулейман II (1520-1526) отнял земли у монастырей, увеличил десятину детей. Мурад III отнимал храмы и обращал из в мечети. Против восстал патриарх Иеремия II, но его сослали. Известны христианские мученики: Николай, Акилина, Ангелис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: