double arrow

Делийский султанат в XIII в

Став султаном в 1206 г., Кутб уд-дин положил начало примерно столетнему правлению в Дели тюркских рабов и их отпрысков, условно объединяемых в «династию» гулямов. Деспотическая власть новоявленных правителей Индии устанавливалась и поддерживалась методами жестокого подавления. Им принадлежало право решения всех важных государственных дел. Они произвольно смещали с должности и предавали казни своих высокопоставленных подданных, конфисковывали их имущество.

Своей столицей Кутб уд-дин сделал Дели. Политическая обстановка благоприятствовала стабилизации власти правителя Дели. Враждовавшие между собой раджпутские князья Северной Индии не могли сопротивляться ему. В самом же государстве Гуридов в Средней Азии и Афганистане в н. XIII в. обострилась борьба между феодальными группировками, решающей силой в которых была тюркская военная знать. В эту борьбу вступил и Кутб уд-дин. Он совершил поход на Газни и взял этот город, но удержать не сумел, отступил и более за пределы Индии не выходил.

Главной опорой Кутб уд-дина было войско, официальной религией Султаната – ислам. Число мусульман в Северной Индии значительно выросло в XII-XIII вв., особенно после создания здесь Делийского султаната. Как и везде, только людям Писания, т.е. христианам и иудеям, разрешалось сохранять свою веру на условиях признания себя подданными и выплаты хараджа и джизьи. Что же касается язычников, идолопоклонников и многобожников, в том числе и индусов, то они в соответствии с установлениями ислама подлежали истреблению, если не отрекались от веры отцов.

Однако религиозный экстремизм отступал перед политическим расчетом мусульманских правителей Индии, вынужденных считаться с малочисленностью в стране мусульман и нуждающихся в расширении социальной базы. Насильственные методы обращения в ислам применялись, но, как правило, лишь к местным феодалам. Принятие ими религии завоевателей служило символом признания своего зависимого статуса. Вместе с тем оно открывало местным феодалам путь к почетным чинам и прибыльным должностям в войске и административном аппарате. Поэтому племена и мелкие народности сохраняли религию предков, а их вожди и правители оказывались обращенными в ислам.

Но ислам находил последователей и в низших слоях. С принятием ислама, объявлявшего всех своих последователей равноправными членами общины верующих, представители низких индийских каст связывали наивные мечты об избавлении от сословно-кастового угнетения. Именно среди них ислам находил своих добровольных и страстных последователей. Ислам среди них распространялся не только в ортодоксальной форме, но и в форме религиозного сектантства – исмаилизма, и мусульманского мистицизма – суфизма.

В Делийском султанате официальным языком становится фарси (персидский язык). Одновременно это и язык делопроизводства, и язык историографии и придворной поэзии.

В 1210 г. Кутб уд-дин умер, упав с коня во время игры в конное поло. Тюркская знать посадила на престол его раба-гуляма, Шамс уд-дина Илтутмыша (1210-1236). Многолетние войны Шамс уд-дина привели к расширению пределов Султаната. В состав его вошли многие города и области, кроме того, он оспаривал у тюрок-хильджей власть в Бихаре и Бенгалии.

В 1232 г. еще ряд городов, в т.ч. Уджжаин. В нем он разорил храм Махакалы и доставил каменного идола в Дели. Идол и многие статуи богов и местных правителей были зарыты у ворот пятничной мечети, дабы все правоверные, направляясь на молитву, могли попирать их ногами. Ряд походов был предпринят в последующие годы против раджпутских правителей.

Военные предприятия Шамс уд-дина привели к некоторой консолидации феодальной знати и к относительному усилению султанской власти. Этому способствовала и политическая обстановка, связанная с угрозой монголов, появившихся в Индии впервые в 1221 г. Преследуя бежавшего из Хорезма принца Джелал уд-дина, они разграбили Западный Пенджаб, Синд и Северный Гуджарат. Находясь недалеко от Лахора, Джелал уд-дин обратился к Шамс уд-дину, прося помочь ему вернуть утраченные владения. Султан отклонил эту просьбу. Послав беглому принцу подарки, он передал через гонцов, что «климат этих мест не подходит высокорожденному принцу». Вскоре Шамс уд-дин выступил с большой армией против непонятливого Джелал уд-дина, который был вынужден отступить к Синду и Сахване.

Страх, порожденный кровопролитиями Чингис-хана, заставил многих эмиров и маликов сплотиться вокруг трона Илтутмыша. Непосредственную опору его представляли тюрки, кипчаки и каракитаи. Число его приближенных быстро росло за счет миграции из Средней Азии, Ирана и Афгаистана в результате монгольского нашествия. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру – признание его в качестве такового от багдадского халифа. На монетах Илтутмыша появилось имя халифа.

После смерти Илтутмыша начались раздоры между его приближенными и военачальниками-гулямами, известными как малики шамси. Все они, имея войско, чины, земли, подчинили себе страну, разделил между собой богатства и власть. Из-за постоянного соперничества в государстве воцарилась анархия: в течение десяти лет, последовавших за смертью Шамс уд-дина, делийский престол занимали четыре его преемника. Трое из них, в том числе и его дочь Разийя (1236-1240), стали жертвами заговоров. Положение в стране осложнялось набегами монголов. В 1241 г. монгольские отряды захватили Лахор, городские стены сравняли с землей, многих жителей – убили. Совершались захваты отдельных городов и в последующие годы. Одновременно некоторые местные князья сбросили иго вассальной зависимости.

В 1246 г. на султанский трон в Дели был возведен Насир уд-дин Махмуд, младший сын Илтутмыша. Секрет его долгого правления (до 1265 г.) заключался в том, что султан довольствовался номинальной властью, реальная же принадлежала его регенту, одному из гулямов и самых влиятельных эмиров шамси, Гийас уд-дину Балбану. Время правления Насир уд-дина было очень тревожным. Монголы неоднократно опустошали Пенджаб, наместники выходили из повиновения, своеволие и строптивость местных князей не знала предела. Смерть султана в 1265 г. принесла корону его влиятельному временщику.

Период регентства и правления Гийас уд-дина Балбана (1265-1287) прошел в борьбе за укрепление султанской власти и подчинение могущественных тюркских феодалов. Немало хлопот было с Бенгалией, мусульманские правители которой, номинально признавая свою зависимость от Дели, чеканили свое имя на монетах и совершали самостоятельные грабительские набеги, иногда отправляя султану дань.

Свою внутреннюю и внешнюю политику Гийас уд-дин Балбан подчинил борьбе с монголами. Постоянная угроза их набегов не позволяла султану вести войны за приобретение новых земель и богатств, в чем нередко попрекали его малики шамси. На это Гийас уд-дин отвечал им неизменно, что монголы, которые находятся в Мавераннахре, Иране, Термезе мечтают о богатствах Индии и они ждут только его ухода из столицы, чтобы захватить Дели.

Вступив на престол, Гийас уд-дин видел свою задачу в обуздании тюркской военной знати. Установление чопорного и пышного, на иранский манер, церемониала, должно было поднять престиж султана, покончить с непомерными притязаниями тюркских маликов и создать новую традицию во взаимоотношениях султана и его могущественных военачальников. Пышность двора подчеркивалась присутствием здесь поэтов, артистов, ученых, богословов, с которыми султан любил беседовать, которым покровительствовал и оказывал знаки внимания.

При Балбане была развита служба осведомления, которая должны была доставлять информацию о помыслах знати и выявлять факты ее своеволия, неповиновения и произвола. Многие малики и ханы подвергались по приказу султана суровому наказанию за эти проступки – побоям, лишению чинов, казням. Бдительный контроль был установлен за самими осведомителями. Известны случаи казни доносчиков, скрывших от султана преступления знати.

Гийас уд-дин Балбан умер в 1287 г., после чего начались усобицы между его внуками и правнуками. Убийство очередного малолетнего султана в 1296 г. положило конец правлению в Делийском султанате «династии» рабов-гулямов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: