Султан Омана и его роль в законодательной, исполнительной и судебной сферах

Основные начала организации и деятельности органов государственной власти. Система публичной власти в Султанате основана на принципах, закрепленных в Основном законе. Прежде всего Основной закон определяет форму правления как наследственный султанат (ст. 5).

Важнейшим началом функционирования всей системы власти в Омане, как и во всех других государствах региона Персидского залива (да и всего Арабского Востока), является щура (обсуждение, совещательность). Вместе с тем в Основном законе не выражен (ни прямо, ни косвенно) принцип разделения властей. Поскольку по форме правления Оман представляет собой монархию с ярко выраженными чертами абсолютизма, анализ системы органов власти в данной стране целесообразно начать со статуса главы государства и его роли в различных сферах власти.

Глава государства и его роль в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Система престолонаследия в монархиях данного региона носит клановый характер. Проблема престолонаследия в Султанате Оман состоит в том, что брак султана Кабуса с младшей сестрой его двоюродного брата Камилой оказался бездетным и вопрос о наследнике престола остается открытым. Необходимыми условиями для преемника престола являются совершеннолетие правоверного мусульманина и статус законнорожденного сына от мусульманских родителей.

Конституционный статус султана определен “Султан является главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженными силами... Султан является символом национального единства, его гарантом и защитником” (ст. 41). При вступлении в должность султан приносит присягу на совместном заседании Совета Омана и Совета обороны (ст. 7).

Статья 42 Основного закона определяет функции и полномочия султана.

К основным функциям относятся:

  • обеспечение независимости и территориальной целостности страны, ее внутренней и внешней безопасности;
  • защита прав и свобод граждан;
  • обеспечение правопорядка и проведение общей политики государства.
  • законотворчество (правотворчество),
  • собственно исполнительная деятельность,
  • судопроизводство,
  • международные отношения,
  • а также чрезвычайные полномочия.

В сфере законотворчества султан издает и ратифицирует законы.

В сфере собственно исполнительной деятельности султан наделен полномочиями председательствовать в Совете министров, в специализированных советах, назначать и освобождать заместителя Премьер-министра, министров и иных высших должностных лиц; награждать наградами, знаками отличия и присваивать воинские звания.

В судебной сфере султан назначает и освобождает судей, приостанавливает исполнение или освобождает от наказаний.

В сфере международных отношений султан представляет государство во внешних сношениях, назначает и освобождает представителей страны в других государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных представителей, подписывает международные договоры в соответствии с законом и издает декреты об их ратификации.

К чрезвычайным полномочиям султана можно отнести введение чрезвычайного положения, объявление войны и всеобщей мобилизации, а также заключение мира.

Определяя статус султана, Основной закон устанавливает: “Его личность неприкосновенна. Уважение его есть долг каждого, а его приказы должны исполняться” (ст. 41).

Следующий по значимости орган власти в Омане – Совет министров.

На него возложены такие функции, как

  • составление рекомендаций для султана по экономическим, политическим и социальным вопросам;
  • подготовка проектов законов и декретов;
  • обсуждение планов экономического и социального развития, представленных соответствующими департаментами султану для одобрения;
  • координация деятельности органов администрации;
  • контроль за соблюдением законов, декретов, ордонансов и решений, а также договоров и соглашений;
  • осуществление иных полномочий, определяемых султаном или законом (ст. 44 Основного закона).

Статья 45 устанавливает, что председательствует на заседаниях Совета министров его глава или один из заместителей, а если названные лица отсутствуют, то председательствующего определяет султан. Статья 48 закрепляет: “Султан назначает своим декретом Премьер-министра и определяет его компетенцию и полномочия”, причем установлены требования, предъявляемые к кандидатам на посты Премьер-министра, его заместителей или министров. Это должен быть гражданин Омана по происхождению и не моложе 30 лет (ст. 49). При вступлении в должность Премьер-министр, его заместители и министры приносят присягу (ст. 50).

Что касается законодательной деятельности, Основной закон (1996) предусматривает образование Совета Омана, состоящего из Консультативного совета и Государственного совета.

Консультативный совет с 1991 г. выполняет функции представительного органа власти. Консультативный совет состоит из 84 членов (Численный состав будет меняться в зависимости от роста численности населения.), избираемых на четыре года многоступенчатыми выборами. Активным и пассивным избирательным правом обладают и мужчины, и женщины с 21 года. Выборы в Консультативный совет проводятся по вилаятам (провинциям) в несколько туров.

Конечно, еще рано говорить о выборах в полном смысле этого слова. Избирательная система находится лишь на начальной стадии развития. К функциям Консультативного совета относятся: рассмотрение проектов законов в социальной и экономической областях; оказание помощи правительству и др. Подготовленные Консультативным советом замечания и предложения по проектам передаются далее в Государственный совет, который передает их со своими замечаниями султану.

Основная задача Государственного совета – разработка рекомендаций для султана и правительства по наиболее важным вопросам. Он состоит из 41 члена, которые назначаются султаном из числа бывших министров, заместителей министров, послов, судей, высших офицеров, а также представителей творческой интеллигенции, преподавателей университетов, бизнесменов. Государственный совет проводит согласно своему регламенту четыре сессии в год. В составе Государственного совета действуют комитеты по правовым, социальным и экономическим вопросам, которые работают на постоянной основе.

Таким образом, специфика Совета Омана состоит в том, что он, с одной стороны, выполняет функции представительного органа, а с другой – является законосовещательным органом.

В заключение рассмотрим функции султана в сфере судопроизводства. Как отмечается в специальной литературе по странам Персидского залива, в Катаре, Бахрейне, ОАЭ и Омане сложилась дуалистическая судебная система, состоящая из шариатских и светских судов. В Султанате Оман действует трехуровневая система шариатских судов: суды первой инстанции, уголовные суды и апелляционные суды.

Начинает также складываться система светских судов (суды, рассматривающие споры в сфере торговли, военные суды, административные суды). Основной закон Омана закрепляет принципы самостоятельности судов и независимости судей (ст. 60, 61) и устанавливает, что основой деятельности судов являются действующие законы (ст. 69, 70). Эти законы, как уже было отмечено, принимаются султаном. Согласно ст. 71 судопроизводство осуществляется именем султана. Таким образом, и в сфере судебной власти султан имеет значительные полномочия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: