Книжная справа

Появился спрос в книгах, т.к. их было много сожжено, многие монастыри были разграблены. Печатный станок, который недавно появился, помог решить проблему. Но появился вопрос: «Какую книгу печатать?». Выбрали Требник (Потребник). Митрополит Иона не смог справиться с проблемой, т.к. не обладал широким кругозором. Книгопечатание было поручено монахам ТСЛ (канонарху и уставщику). Греческого языка они не знали, поэтому переводили брали тот текст. Который больше нравился.

Михаил Федорович решил переводить с греческого языка. Арсений Глухой и Антоний – монахи, которые знали греческий. Им поступил указ от митр. Ионы на перевод. Перевели и выяснилось, что тексты очень разнятся. «Прииди, Господи, и освяти воду сию духом своим святым и огнем!» - фраза в молитве Великого освящения воды (русская версия). В греческой версии отсутствовало «и огнем». Русские не могли убрать из текста, т.к. очень чтили букву, считали, что каждое слово необходимо. Но все же убрали. Переведенный требник был представлен царю и митрополиту. Они были возмущены. Архимандрит Дионисий, настоятель ТСЛ, был наказан (епитимия 1000 поклонов каждый день). Арсения и Антония обвинили в ереси.

1618 – суд над переводчиками.

После мира с Польшей стало ясно, что вернется Филарет, поэтому митр. Иона снял епитимии с переводчиком.

После встречи Михаила Федоровича и Филарета, был собран Собор. На котором решили, что Филарет – Патриарх.

Филарет стал рассматривать переводы. Он набрал штат, потому что хотел перевести. Был создан печатный двор. Было отправлено посольство в Грецию, чтобы узнать о вставке «и огнем». Оказалось, что у них нет этого. Русские сделали пометку на полях, что в греческой традиции отсутствует данная фраза.

У патриарха Филарет был титул Великий Государь. Он соцарствовал с сыном, который даже побаивался отца. По одежде напоминал боярина, а не патриарха: подстригал бороду, носил шубу, кафтан. Филарет был суров, но к духовному чину мягок.

Умер Филарет в 1633 году.

После него – Иоасаф (1634-1640). Был тихий и спокойной. Он не лез в государственные дела. Не имел титула Великого Государя. При нем также продолжалось книгопечатание.

Следующий – Иосиф (1642-1652), архимандрит Симонова монастыря. Его выбрал сам царь из трех представленных ему кандидатур. Был стар. При нем произошла смена власти: царем стал Алексей Михайлович, которому тогда было 16 лет.

Билет №8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: