· Соборы
Будучи архиепископом Новгородским Макарий много путешествовал по северу Руси. Понял, что много святых почивают под спудом, т.е. мало прославленных святых. Существовали распри между Новгородом и Москвой (прп. Сергий Радонежский – прп. Варлаам Хутынский). Макарий решил провести Собор, решающий эти проблемы.
1547-1551 – Соборы. Проходила официальная канонизация русских святых. 39 святых канонизировано, в их числе Александр Невский, Никон Радонежский, Иосиф Волоцкий). До этого было 22 общепрославленных святых. С этого времени святых стали прославлять на Соборах, т.к. до этого прославлял сам народ, например, прп. Сергий Радонежский и свт. Петр Московский.
· Литературные труды
Цель жизни митрополита Макария – составление житий, служб прославленных святых. Он составил 12 томов Четьи-Минеи. Но всего при Макарии было издано три экземпляра. Из-за этого они не получили общецерковного распространения.
· Стоглавый Собор 1551 года
100 вопросов и 100 ответов на них. Собор созван по инициативе царя Ивана IV. Вопросы составлял царь. Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. Собор затронул многие стороны церковной жизни. Некоторые главы Стоглавого Собора будут осуждены при патриархе Никоне.
Во время митрополита Макария в жизни царя произошел надлом. В 1553 году Иван IV заболел. Многие бояре ждали его смерти. Они же и отказались присягнуть наследнику престола и присягнули брату царя – Владимиру Старицкому. Царь выздоровел и захотел наказать бояр. Но митрополит Макарий сдерживал царя. После смерти митрополита в 1563 году началась опричнина.
Митрополитом был избран Афанасий. Многие считали, что он сможет сдержать гнев царя. Но Иван IV никого к себе не допускал. Вскоре Афанасий был смещен.
Следующим митрополитом был избран Герман. Был из Казани. Осужден за слова против опричнины и отправлен обратно.
Из Соловков был призван Филипп. Он прославился как человек честный. Происходил Филипп из бояр Колычевых. Также прославился строительной деятельностью на Соловках (стены, башни, Преображенский собор). У Филиппа был разговор с царем, за которым они договорились. Что после интронизации опричнина прекратится. Царь не сдержал слова: не прошло и года, как опричнина вернулась. Причиной послужило письмо от литовских князей. Бояре стали просить Филиппа, чтобы тот заступился за них перед царем. Все тщетно: царь был неуступным. Поэтому в Успенском соборе Филипп осудил царя в опричнине. В Новодевичьем монастыре Филипп увидел опричника в тафье. Филипп осудил в этом царя, но когда тот обернулся, то не увидел этого опричника. Царь был взбешен за оклеветание опричника. Филиппа даже стали обвинять содомии. Собор осудил Филиппа. Митрополит сам стал снимать с себя облаченье, но ему запретили. На следующий день в Успенском соборе был прочитан разговор и произошло разоблачение митрополита Филипа. Его отправили в тверской Отроч монастырь. По разным версиям Филипп был или задушен Малютой Скуратовым, или задохнулся от угарного газа.
Следующие митрополиты не стали перечить царю.
Билет №6