Расколы

· Обновленческий раскол

В нач. XX веке появились священники, призывавшие обновить Церковь. Большевики воспользовались этим. Была создана «Живая Церковь». Лидер – священник Александр Введенский. Спустя несколько лет он стал женатым митрополитом. К обновленцам примкнул заштатный митрополит Антонин (Грановский). Большевики видели в обновленцах только практическую пользу. Обновленцы поддержали акции по вскрытию мощей и расстрелы духовенства «Тихоновской» Церкви.

После Петроградского дела был арестован Патриарх Тихон и заключен под домашний арест. Тогда обновленцы стали просить Патриарха передать им канцелярию. Сомневаясь, Святейший передал ее митр. Ярославскому Агафангелу. Но тот не смог доехать до Москвы. В итоге Патриарх отдал канцелярию обновленцам. Они же восприняли это как передачу власти. Но Патриарх, передавая им канцелярию, сказал, что они должны ее передать митр. Агафангелу. Они этого не сделали. Ими было создано ВЦУ – Высшее Церковное управление.

Обновленцы издавали свою газету «Живая Церковь»

До 30-ых годов СССР поддерживало обновленцев. Но их храмы пустовали. И большевики поняли. Что их планы не увенчались успехом. Патриарх Тихон призывал отступивших к покаянию. Многие публично каялись в содеянном. Но были и те, которые ставили свои условия, например, вернуть, но только с прежним саном.

· Григорианский раскол

9 епископов во главе с епископом Свердловским Григорием (Яцковским) по смерти Патриарха Тихона собрались в Донском монастыре и создали Временный Высший Церковный Совет. Большевики легализовали их. Но митр. Сергий (Страгородский) запретил их в служении. К 1927 году раскол затух.

1927 – год, разделивший Церковь.

Советы дали разрешение местоблюстителю Сергию на созыв Собора. Но митр. Петр и Кирилл не поддержали их.

О местоблюстителях Патриаршего престола

Патриарх Тихон знал, что по его смерти будет практически невозможно собрать Собор, на котором можно будет выбрать Патриарха. Поэтому он написал завещание, в котором называл имена людей, которые должны будут стать местоблюстителями. Имен было несколько, потому что в любой момент иерарха могли заключить в тюрьму. В таком случае была создана целая цепочка возможных местоблюстителей Патриаршего престола. Цепочка была следующая: митр. Петр. Митр. Кирилл, митр. Агафангел, митр. Сергий (Страгородский).

По смерти Патриарха Тихона Церковь возглавил митр. Петр (Полянский). Но т.к. митр. Петра в скором времени арестовали, а остальные иерархи, кроме митр. Сергия, также находились в заточении. Поэтому фактическим местоблюстителем стал митр. Сергий (Страгородский).

У митр. Сергия было две задачи:

· Добиться легализации Церкви

· Предотвратить расколы

19 июля 1927 года была написана Декларация о лояльности Церкви к государству от лица митр. Сергия. В ней митр. говорил, что он продолжает дело почившего патриарха Тихона. Сам же себя он называл недостойным быть местоблюстителем Патриаршего престола. В Декларации говорилось. Что теперь Церковь вместе с советским правительством, а не против него. Хваля правительство, митр. Сергий хотел сподвигнуть правительство СССР к сближению с РПЦ. Также в Декларации говорилось, что теперь СССР – гражданская Родина православных христиан России, поэтому ее радости – радости верующих и ее неудачи – неудачи и верующих.

Неизвестно, что сподвигло митр. Сергий написать Декларацию. Скорее всего в заточении он находился перед выбором: уйти вместе с Церковью в катакомбы или пойти на лояльность к большевикам.

Послание Соловецких епископов критикует Декларацию. В нем иерархи указывают на вещи, в которых митр. Сергий перегнул палку.

Зарубежные епископы также осудили Декларацию.

Несогласившихся с Декларацией не выпускали из лагерей, некоторых даже расстреливали (митр. Кирилл местоблюститель). На несогласившихся митр. Сергий налагал прещения (община сщмч. Сергия Мечева). Прещения были наложены и на епископов-эмигрантов, из которых был митр. Антоний (Храповицкий)

Декларация разделила людей на:

· Признающих – людей, которые признали Декларацию. К ним относился митр. Серафим (Чичагов)

· Умеренных непоминающих. Они признавали митр. Сергия главой Церкви, но считали, что Декларация не обязательна для исполнения. К ним относился митр. Агафангел (Преображенский)

· Радикальных непоминающий. Они разорвали каноническое общение с митр. Сергием. К ним относился митр. Кирилл

Умеренно и радикальные непоминающие не поминали митр. Сергия, вместо него поминали митр. Петра (Полянского)

· Крайне радикальные. Они вообще не признавали митр. Сергия. К ним относился митр. Иосиф (Петровых)

Из них никто не отлучал митр. Сергия.

Билет 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: