Идеология как «ложное» сознание

Понятие “идеология” (от греч. ιδεα — прообраз, идея;) ввел в философский оборот Дестют де Траси во время Великой французской революции. В сочинении “Элементы идеологии” он рассматривал “идеологию” как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, на главные принципы которой должна опираться политика, этика и т.д.

Слово “идеология” впервые получило уничижительное значение, когда Наполеон пренебрежительно назвал представителей этой школы, выступавших против его цезаристских устремлений, “идеологами”, т.е. людьми, проповедовавшими оторванные от реальной политики взгляды.

К. Маркс как основоположник социально-экономической теории идеологии. К. Маркс и Ф. Энгельс в “Немецкой идеологии” и позднейших работах под идеологией понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение мыслей, принципов; 2) тип мыслительной деятельности, не сознающий зависимости собственных идей от жизненных обстоятельств и материальных интересов классов; 3) вытекающее отсюда иллюзорное отображение действительности в политических, религиозных, моральных и других формах.

К. Маркс разоблачал идеологию как ложное мышление, не применял данный термин к собственной системе воззрений, а трактовал марксизм как научную теорию социализма, открыто провозгласившую свою связь с классовой борьбой пролетариата.

Понятие идеологии Маркс использовал для разоблачения своих политических противников. Так, например, он критиковал как идеологов тех, кто называл капитализм обществом свободы, где у каждого человека есть право определять свою собственную судьбу, свободно заключать любой договор, который он сочтет благоприятным для своих интересов, где равенство и справедливость гарантированы каждому. Он определял такое сознание как ложное, искажающее в угоду интересам господствующего в производстве класса буржуазии реальное положение дел, не желающее признавать безжалостную экономическую эксплуатацию, которой подвергался рабочий класс.

Марксом было сделано важное открытие: за каждой общественной теорией стоят определенные интересы. Этот феномен – мышление, обусловленное социальными, жизненными интересами, Маркс и назвал идеологией.

Разведение науки, как истинного, непредвзятого, адекватного познания действительности, и идеологии, как заинтересованного ее ведения и потому искажающего реальное положение дел в угоду выдвинувшему ее субъекту, сегодня является общепринятым.

Согласно Марксу, идеологии – это рациональные мыслительные конструкции, скрывающие реальные экономические отношения господства и подчинения. Идеологии – это ложное сознание, отражающее материальные жизненные отношения. Личность мыслит в категориях класса, к которому она принадлежит, и только отдельные представители интеллигенции могут выйти за рамки этой предопределенности и создать науку, противоположную идеологии.

Критические оценки идеологии как ложного, иллюзорного сознания, сознательно или неосознанно искажающего реальные факты действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т.Парсонс.

К. Манхейм, в частности, в своей известной работе «Идеология и утопия» утверждает, что «понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что помимо обычных источников заблуждений существуют ложные структуры сознания... одни из них опережают «современное» им бытие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие»1. Такая ситуация обусловлена тем, что представители различных политических кругов и партий по-разному представляют окружающую их реальность, являются им «в различных образах». В итоге оказывается, «что мы уже не живем в одном и том же мире идей, что существуют взаимно противоположные системы мышления, которые в конечном счете могут быть сведены даже к различному восприятию действительности»1. Вместе с тем, поясняя сущность своей позиции, К. Манхейм подчеркивает, что «понятие идеологии используется не в смысле негативной оценки и не предполагает наличия сознательной политической лжи, его назначение указать на аспект, неминуемо возникающий в определенной исторической и социальной ситуации, и связанные с ним мировоззрение и способ мышления... В этом понятии зарождается постижение того, что любое политическое и историческое мышление необходимым образом обусловлено социально». Поэтому «наиболее важным в понятии идеологии является открытие социальной обусловленности политического мышления»2.

Макс Шелер определял её как “систему предрассудков и заблуждений”. Карл Мангейм — как “коллективное бессознательное в мышлении определенных групп, скрывающее действительное состояние общества и от себя и от других”.

Идеология – утверждение относительных ценностей и фактов, актуальных для конкретной социальной группы, индивида, партий и выражающих их интересы.





Подборка статей по вашей теме: