Идеология и ее общественное предназначение

Термин идеология (с греч. — учение об идеях) впервые в научный оборот ввел французский философ и экономист Антуан Дестют де Траси (1754-1836) в своем докладе «Проект идеологии» (1796 г.). Идеологию он трактовал как науку, исследующую происхождение идей из чувственного опыта и стремящуюся разоблачить «иллюзорные мысли». Де Траси утверждал, что идеология, как учение об идеях, позволит «установить твердые основы для политики и связанных с ней областей» и будет учить правильному мышлению политических деятелей. Пьер Жан-Жорж Кабанис (1757-1808), его соратник, придерживался мнения, что целью политической идеологии должно стать уничтожение нищеты и общественных пороков.

В XIX в. преобладало негативное отношение к идеологиям, их считали оторванными от действительности спекулятивными, умозрительными конструкциями. И К. Маркс (1818-1883), и Ф. Энгельс (1820-1895) подчеркивали в совместно написанной «Немецкой идеологии», что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе», после чего они превращаются в «ложное сознание».

В ХХ веке в концепции К. Маннгейма (1893-1947), изложенной в его работе «Идеология и утопия» то, что марксизм считал иллюзиями, называется уже объединяющим способом социально-группового мышления. Идеология выступает как тип мышления правящего класса, где свое понимание общественно-политических явлений считается единственно верным, и, таким образом, создаются ложные структуры сознания, маскирующие бытие. Эти структуры консервативны, поэтому идеология играет по отношению к действительности стабилизирующую роль. Тогда как идея-утопия стремится воплотиться в реальность и тем самым взорвать существующий порядок вещей. В дальнейшем были предложены другие интересные подходы к пониманию структуры и сущности идеологии, однако общим для них было признание ее сплачивающей и прогностической функций (выработка целей общественного развития).

Современное понимание идеологии исходит из того, что социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и разные устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе появляется как бы мыслительная «призма» — идеология, через которую социальные слои смотрят на мир. Посредством идеологии, то есть совокупности взаимосвязанных идей, ценностей и представлений определенная социальная группа или общность людей осознает себя, свои потребности, интересы, выражает свое отношение к окружающей социальной действительности, формулирует и оправдывает свои цели, идеалы, обосновывает пути и средства их достижения.

Идеологии, подчиненные диктату определенных социальных интересов, потребностей, целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и истинность. Системы ценностей, которые закрепляются в идеологии, мобилизуют людей, руководят их общественной активностью, определяют ее и оправдывают. Дальнейшее формирование политических идеологий идет в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических деятелей. Итак, идеология — это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики — классов, наций, общества, политических партий, общественных движений. Она органично связана с существующим образом жизни, испытывает на себе влияние современных знаний, исторических традиций, общественных и нравственных устоев. Идеология не может быть абстрактной и оторванной от реальной жизни общества и человека. Идеологию невозможно у кого-то позаимствовать или написать с чистого листа. Она формируется в конкретных условиях и теоретически оформляется с учетом исторического времени и национальных традиций. Эффективно функционировать в обществе способна лишь та идеология, которая выражает интересы и потребности подавляющего большинства граждан.

Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Поэтому сегодня многие исследователи рассматривают идеологию как эрзац-религию и связывают это с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. В итоге, современная идеология функционирует на трех уровнях:

научно-теоретическом (элитарном),

эмоционально-чувственном (политико-пропагандистском) и

обыденно-актуализированном (житейском).

На теоретико-концептуальном уровне формируются политические теории и идейные принципы политических движений, раскрывающие ценности определенных социальных групп, нации, государства языком социально-философских принципов. На программно-политическом уровне функционирования идеологии доминирует язык политической пропаганды, то есть максимально доступный язык лозунгов, требований и программ действия элиты или контрэлиты, политических партий. На обыденно-актуализированном уровне через изучение общественного мнения проявляется и проверяется эффективность влияния на политическое поведение людей идеологической пропаганды и агитации, что должно выражаться в политической поддержке, в различных формах политического участия людей, усвоивших в той или иной степени идеи, цели и принципы конкретной идеологии.

Функционирование идеологии как духовного феномена на разных уровнях обеспечивает ее системное воздействие на общество и превращение в ориентационно-мотивационную модель политического поведения. Идеологии превращаются в квазирелигии, потому что они опираются на принципы, которые функционируют как символы веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов. От индивидов политические идеологии требуют, прежде всего, подчинения целям и задачам использования власти. С этого периода идеологии выступают как детерминанты политики, устанавливающие ориентиры в сфере международных отношений, определяющие принципы решения национального вопроса, взаимодействия с массовыми движениями и партиями. Основным содержанием политических идеологий является трактовка политической власти, отношений с различными политическими институтами, наилучшего государственного устройства, методов и средств социальных преобразований. Носители политических идеологий — это субъекты политики (индивиды, группы, классы, общности и их объединения).

Таким образом, политическая идеология — это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических установок и ориентаций, другими словами учение (доктрина), программа и политическая практика. Политическая идеология не просто интегрирует политическое сознание на уровне классовых, групповых, национальных и межнациональных интересов, но и систематизирует эти интересы, призывает их защищать с помощью прихода к политической власти. Государству же идеология необходима, чтобы эффективно проводить внутреннюю и внешнюю политику, то есть добиваться поставленных целей в максимально короткие сроки при наименьшем сопротивлении масс.

Возникновение и развитие современного государства, тесно связанное с формированием социальной структуры буржуазного общества, стало важнейшей предпосылкой формирования политических идеологий. Централизованному, светскому государству, появившемуся после периода буржуазных революций Нового времени, нужны были духовные ценности, символы светской веры, которые заменили бы религиозную сверхсанкцию государства традиционного общества и способствовали бы интеграции общества в новое единое государственно-политическое целое.

Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Так, например, зарождение политической идеологии либерализма произошло в XVII-XVIII веках, а его организационное оформление прошло только в XIX веке, когда были образованы первые политические партии на либеральной платформе.

В Новое время политическая идеология конституируется как одна из самых влиятельных форм политического сознания на либеральной, консервативной, социалистической или националистической основе. Идеология превращается в орудие «духовного господства» той или иной политической силы и оказывает непосредственное воздействие на содержание властных отношений. Однако роль идеологии как незаменимого социального института в 1950-е годы рядом западных ученых Р. Ароном, Д. Беллом, З. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом стала отрицаться, и была предложена теория деидеологизации современного общества, где должно господствовать лишь позитивное, научное знание. К 1970-м годам данная теория уже была вытеснена теорией реидеологизации (восстановление идеологии). Стало ясно, что ориентация на приоритеты материального богатства и выгоды не решает все проблемы западного общества. В современном постиндустриальном обществе мощные узы, которые связывали индустриальное общество,— узы закона, общих ценностей, централизованного и стандартизованного образования, культурного производства — оказались разорванными. Закономерно возник вопрос о других путях интеграции в общество.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов началась новая волна критики идеологии, но на этот раз она была связана с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма. Противники идеологии видели в этом доказательство «конца идеологии», избавление от всякой идеологии. Однако и исследования западных аналитиков и отечественный опыт последнего десятилетия показали, что идеология является неотъемлемой, неустранимой частью социальной действительности, политической и духовной жизни общества, специфическим ориентационным ценностным сознанием. Подтвердилась закономерность подмеченная немецким философом Ф. Ницше: «Все, что часто отрицается, вновь, как правило, утверждается и каждый раз с новой, еще большей силой».

Итак, идеология в процессе своего возникновения, развития и функционирования всегда была тесно связана с философией, культурой, нравственностью, политикой и другими формами общественного сознания. В свою очередь, сама идеология является одним из уровней общественного сознания и определяется как система идей, взглядов, ценностей, знаний, чувств, верований о целях развития человека и общества, а также о путях и средствах их достижения. Это позволяет рассматривать идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности. Поэтому, как и общественное сознание в целом, политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить политические процессы.

По своему содержанию идеологические процессы могут быть:

— прогрессивными и регрессивными,

— гуманистическими и человеконенавистническими,

— действительными и мнимыми (мифологическими) в зависимости от социально-исторического контекста и отношения большинства общества к базовой идее некой идеологии. Следует также обратить внимание на обратную пропорциональную зависимость между степенью интегрированности во власть социальных групп и элементами утопии в представляемых ими политических идеологиях. Как правило, официальная идеология прагматична, а идеология оппозиции большей частью утопична (для завоевания симпатий населения).

Идеологические процессы способны создавать свою виртуальную действительность (политическую утопию), что может вызвать полную дестабилизацию социально-политической ситуации в стране. Производство и распространение идеологических парадигм регулируют политические коммуникации, специфический вид политических отношений. Именно политические коммуникации являются основным механизмом соединения идеологического процесса и политической идеологии как неотъемлемого компонента любого общества и государства, возникающей там, где появляются политический процесс и его субъекты. Политические коммуникации помогают создавать и оформлять идеологическое пространство, где царствуют идеологическая борьба с ее инсинуациями и диверсиями, идеологическая цензура, идеологические требования, идеологическая агрегация и идеологическая политическая культура. Последняя выступает как форма мировоззренческого опыта людей с фиксированными образами политической жизни и «поведенческими кодами», например, коммунизм в СССР, голлизм во Франции, фашизм в европейских странах.

Цель идеологии, идеологических процессов — это власть над сознанием людей и возможность управлять и манипулировать сознанием как на массовом, так и индивидуальном уровне. В зависимости от этого ее делят на типы:

а) идеология социальных групп, слоев (чаще религиозная, политическая, научная);

б) идеология государства (нации).

Государство всегда будет отстаивать и защищать свою идеологию, именно поэтому всегда были и будут противоречия и конфликты между идеологией государства и идеями, ценностями отдельных граждан.

Будучи наиболее важным механизмом саморазвития политики и сознательного переустройства общества идеология выполняет ряд функций:

— интегративную;

— коммуникативную;

— конструктивно-программную;

— мотивационно-мобилизующую;

— оценочно-критическую;

— познавательно-воспитательную;

— ценностно-нормативную;

— легитимную;

— защитно-эмоциональную (ощущение психологической безопасности и принадлежности к большой государственной коллективности, гарантии защиты);

— компенсаторную (надежда на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсация социальной неудовлетворенности, дискомфорта в наличном бытии);

— прогностическую.

Методология идеологии включает в себя методы таких наук, как политология, социология, история, психология, экономика, философия, культурология и т. д.

Основанием для классификации политических идеологий может выступать время их возникновения, широта распространения, роль в развитии общества, сфера функционирования. Если политические идеологии подразделять по времени их возникновения, то их классифицируют на традиционные (классические) и современные. К основным классическим идеологиям относятся либерализм, консерватизм и утопический социализм, которые сформировались до XIX века, когда приобрели уже свою окончательную форму. Идеологии, возникшие в середине XIX века и позднее, относятся к современным идеологиям. Это марксизм, социал-демократизм, анархизм, неолиберализм, неоконсерватизм, национализм, фашизм, технократизм и глобализм, феминизм и пацифизм, религиозный фундаментализм.

Если политические идеологии рассматривать по широте их распространения, влиянию на историческую эпоху и пределам масштаба их притязаний, то можно выделить тотальные (глобальные, мировые), локальные (внутригосударственные) и частичные (частные). К глобальным идеологиям относятся социализм, либерализм, консерватизм, национализм, глобализм. Глобальными их называют потому, что они претендуют на выработку некой общей для всего человечества программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства. Локальные идеологии обычно формируются отдельными государствами и обществами на специфической национально-культурной почве, исходя из собственного исторического опыта, традиций, но под мощным давлением глобальных идеологий. Трансформация и модернизация национальных особенностей духовно-идеологического развития идет наравне с восприятием и переработкой идей, принципов глобальных идеологий. Частичные идеологии выражают обычно всю мозаичную множественность интересов и ориентаций различных социальных слоев и групп. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность.

Можно типологизировать идеологию по сферам функционирования, тогда речь будет идти о национальной, государственной, политической, официальной, оппозиционной идеологии. Кроме того, можно классифицировать политические идеологии по их роли в развитии общества на прогрессивные, революционные и консервативные, реакционные или же по их позиции по отношению к социальной действительности на консервативные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные). Консервативные идеологии принимают действительность и отказываются от любых попыток ее изменить. Реформистские идеологии стремятся к умеренным изменениям в общественном порядке, допускают уступки со стороны государственной власти, которые снизили бы размах социальных конфликтов и позволили избежать не контролируемых политической элитой взрывов народного негодования. Радикальные идеологии предполагают революционное, глубокое преобразование всего существующего общественного порядка, что означает построение новой социальной системы, основанной на других принципах легитимности.

Идеологии, развивающиеся в русле радикальных традиций, составляют важную часть политических идеологий современности и различаются между собой на праворадикальные и леворадикальные. Праворадикальная идеология проявила себя главным образом в виде неофашистского движения. Леворадикальное течение при всей своей внутренней неоднородности имеет ярко выраженный антиконсервативный и антилиберальный характер. Левый радикализм сегодня все чаще обращается к социалистическим принципам и идеям, подвергая критике транснациональные корпорации, военно-промышленный комплекс, процессы глобализации, требует немедленной революции в пользу обездоленных (троцкизм, маоизм, анархизм, революционный марксизм, альтернативные движения).

Проблема идентификации идеологий заключается в том, что сосуществование и взаимодействие идейно-политических течений в реальности конца ХХ — начала ХХI века предполагает как их неприятие, дистанцирование друг от друга, так и их сближение, взаимопроникновение идеалов и норм. Это существенно затрудняет определение признаков идеологий и объясняет противоречивость существующих подходов к исследованию политических идеологий.

Вопросы:

1. Каковы место и роль идеологии в Беларуси как суверенном государстве.

2. Что такое идеология, каковы ее цели и функции?

3. Как соотносятся идеология и массовое сознание?

4. Какие Вы знаете виды идеологических процессов? Должно ли государство вмешиваться в идеологический процесс?

5. Каким образом функционирует современная идеология?

6. Каковы основные приоритеты идеологии белорусского государства?

7. Каковы место и роль историко-культурного наследия в жизни белорусского народа и государственной идеологии?

8. Какие задачи в области идеологической работы были поставлены перед государственными институтами на мартовском (2003 г.) постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов?

9. Имеет ли Республика Беларусь историческое и юридическое право считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского?

10. Сохранил ли белорусский народ формы своей государственной жизни в составе Речи Посполитой?

11. Как сказалось вхождение белорусских земель в состав Российской империи, а затем и в Советский Союз на становлении и развитии государственности белорусского народа?

12. Какое историческое значение имела БССР для становления и развития белорусской нации на протяжении всего XX столетия?

13. Дайте краткую характеристику современной социально-экономической и политической ситуации в стране и оцените ее влияние на содержание идеологии белорусской государственности?

14. Какими причинами был обусловлен распад советской государственности?

15. В чем была суть конфликта, возникшего между ветвями власти в 1996 г.?

16. Какие основные этапы становления Союзного государства Вы знаете?

Схема 1. Структура идеологии в горизонтальном разрезе.

Схема 2. Структура идеологии в вертикальном разрезе.

Тесты:

1.Термин «идеология» появился в научной литературе:

а) XVII в.

б) XVIII в.*

в) XIX в.

г) XX в.

2. Термин «идеология» в научный оборот ввёл:

а) Антуан Дестют де Траси;*

б) Эдмунд Берк;

в) Карл Маркс;

г) Карл Маннгейм.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: