Процессы идеологизации и деидеологизации

Трактуя идеологию как систему ложных идей, искажающих и мистифицирующих действительность в интересах определенных социальных групп, известные западные социологи Р.Арон, Д.Белл, С.Липсет, К.Поппер, Э.Шиллз и другие предприняли попытку ее отрицания как механизма социальной регуляции. В 1950-е гг. они выдвинули концепцию «деидеологизации», которая основывалась на позитивистском тезисе о снижении значимости идеологических систем в связи с возрастающим влиянием науки на общественные процессы. По мнению адептов этой концепции, в условиях зрелого индустриального общества, где достигнуто общенациональное согласие и обеспечено сотрудничество интеллигенции с институтами власти, место идеологий как ценностного регулятора деятельности людей заняла «чистая», неангажированная социальная наука. Деидеологизация была одним из аспектов технократических теорий «индустриального общества» и конвергенции мировых общественных систем.

В 1970-е гг. под воздействием обострения социальных конфликтов на Западе создатели концепции «деидеологизации», утверждавшей неизбежность «заката», «конца» идеологий, радикально пересмотрели свои взгляды на перспективы феномена идеологии. Ими была разработана концепция «реидеологизации», которая исходила из того же основного посыла, что и концепция «деидеологизации», — о несовместимости идеологии и науки, но в противоположность последней обосновывала возрастающую роль социальных идей в современном мире. Одной из главных причин появления концепции «реидеологизации» явилась необходимость идеологически противостоять коммунистической идеологии.

В настоящее время существует несколько версий реидеологизации.

Либеральная версия ориентирована на создание «глобальной», «вселенской» идеологии как основы планетарного единства, средства примирения противоборствующих идеологий.

По мнению неоконсерваторов, «возрождение духа» предполагает обращение к забытым, утраченным ценностям и традициям.

Леворадикальная версия акцентирует внимание на поиске альтернативных форм сознания и путей общественного развития. Идеологизация - явление, когда идеология определенной социальной силы, в руках которого сосредоточена власть, начинает проникать, во все сферы жизни общества, уничтожая на своем пути другие идеологии. Процесс идеологизации с необходимостью приводит к господству определенной отдельной идеологии. А когда идеология начинает властвовать, то она теряет работоспособность, следовательно, обречена на гибель.

Насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе. Более того, она может привести к изменениям психики человека, поскольку, как пишет К. Лоренц, когда «доктрина становится всеохватывающей религией, все противоречащие ей факты игнорируются, отрицаются или вытесняются в подсознание. И человек, вытесняющий эти факты, оказывает маниакальное сопротивление всем попыткам вновь довести вытесненные факты до сознания».

Таким образом, идеология способна жить и постоянно совершенствоваться только во взаимодействии, борьбе, конкуренции с другими типами идеологии. Политическая же идеология способна иметь успех только в соревновании с другими идеологическими системами. Итогом этого соревнования будут те реальные практические свершения, которые осуществят люди, опираясь на те или иные идеологические принципы.

Многие западные политологи утверждают, что процесс «идеологизации», характерный для современных крупных буржуазных партий, ведет к их известной поляризации, размежеванию их позиций. Однако подобная точка зрения может показаться правильной только на первый взгляд. Из анализа содержания программ большинства буржуазных и реформистских партий явствует, что происходит процесс сближения основных идеологических установок этих партий, их нивелировка. Под различными этикетками соперничающие партии навязывают избирателям одни и те же установки.

Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики. Деидеологизация - отказ от всяких официальных идеологий, идейно-теоретический плюрализм, свободное соревнование идейных платформ и ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: