Масштабность. Охват рынком экономического пространства

Виды рынков:

1. Мировой рынок, охватывающий всю сферу обмена товарами и услугами, капиталом. Вся сфера обмена, которая осуществляется между странами.

2. Межнациональный рынок.

3. Национальный рынок (внутренний)

Ограниченные пределами государства и функционирует в соответствии с законами, которые установлены данным государством.

4. Региональный рынок.

Представляет собой относительно самостоятельную часть внутреннего рынка.

Для любого рынка характерны 3 основных признака:

1. Неурегулированные предложения

Производители сами решают какие товары и в каком количестве произвести

2. Нерегулируемый спрос.

3. Нерегулируемая цена

Уравновешивает спрос и предложение

Современный рынок выполняет ряд функции, важнейшими из которых являются:

1. Посредническая

Она проявляется в том, что рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности. То есть производителей товаров и потребителей их. В результате чего, потребитель сам может выбирать оптимального поставщика. А производители выбирают покупателя.

2. Ценообразующая.

В результате свободного добровольного взаимодействия на рынке, формируются цены. Которые удовлетворяют интересы производителей и потребителей.

3. Регулирующая

Рынок регулирует соотношение спроса и предложении товаров, обеспечивая равновесие между ними. Рынок вынужден производить и выпускать товары, соответствующие спросу. Следовательно, реагируя, производитель меняет ассортимент, повышает качество товаров. Эта функция направлена на сохранение и поддержание конкуренции.

4. Информативная.

Рынок дает производителям объективную информацию об удовлетворении потребителями спроса на те или иные товары, о том, что и в каких объемах производить, а так же какие коррективы следует ввести в производство.

5. Стимулирующая.

Ее суть в том, что свойственное каждому товаропроизводителю получить коммерческую выгоду и максимальную прибыль вынуждает выпускать конкурентоспособную продукцию.

6. Санирующая.

Благодаря действию рыночного механизма ценообразования и конкуренции происходит вытеснение с рынка товаропроизводителей, выпускающих неконкурентоспособную продукцию и экономика освобождается от неэффективного рабочего предприятия.

Для того, что бы функции выполнялись, нужны определенные условия и важнейшим является то, что на рынке должна быть конкуренция между товаропроизводителями, что бы на рынке сформировалась конкурентная среда.

Конкурентная среда – на рынке должно функционировать достаточно большое количество фирм, производящих данный вид товара. При этом ни одна из фирм не должна занимать господствующее положение, позволяющее ей диктовать цены, так же должны отсутствовать препятствия, мешающие фирмам входить на этот рынок и уходить с него.

Наличие рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура – система экономических и правовых учреждений, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг, денежных потоков на рынке, для бесперебойного функционирования рыночного механизма.

К ее основным элементам относятся:

1. Кредитная система (банки, страховые компании, фонды правсоюзов)

2. Государственные финансы.

3. Ярмарки

4. Аукционы

5. Биржа

6. Системы законодательства, определяющие правила функционирования рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: