Вопрос. Основные законы рынка

Рыночный механизм - механизм взаимодействия основных субъектов рыночных отношений: продавцов и покупателей, а так же особый механизм распределения ресурсов.

Рыночный механизм включается в себя 3 взаимосвязанных элемента:

1. Спрос

2. Предложение

3. Рыночная цена.

Функционируют на основе определенных законов, одним из основных законов современного рынка является закон стоимости. Этот закон не только основной закон рынка, но и основной закон товарного производства в целом.

Закон стоимости это объективный закон развития товарного производства, согласно которому производительность и обмен товарами осуществляется в соответствии со стоимостью. Следовательно, закон стоимости требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно – необходимому и индивидуальной стоимости к общественной, а так же к эквивалентности в экономических отношениях между субъектами. Поэтому общественно – необходимые затраты труда – это норматив, который выявляется на рынке и в который должны укладываться.

Если затраты ниже необходимых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, то их положение ухудшается.

Закон стоимости выражает причинно - следственные связи между общественным трудом, стоимость, ценами и регулирует ценообразование, составляющего исходную основу.

На практике. В процессе установления цен выступают:

1. Спрос.

2. Предложение

3. Соотношение цен на одноименные товары.

Поэтому в процессе использования закона стоимости могут совершаться коммерческие, контрактные, свободные и другие разновидности цен.

Закон стоимости выполняет в рыночной системе хозяйствования 3 основные функции:

1. Стимулирующая - её сущность в том, что закон стоимости побуждает товаропроизводителей экономить затраты труда как живого, так и вещественного, следовательно, закон стоимости на рынке устанавливает единые рыночные цены в основе которых лежат ОНЗТ и между тем у каждого товаропроизводителя складываются и индивидуальные затраты и при этом могут возникнуть 3 классические ситуации:

· когда индивидуальные затраты производителя совпадают с затратами отраслей и в этом случае, они получают нормальную прибыль, поскольку индивидуальные стоимости и цены этих товаропроизводителей совпадают с отраслевой рыночной стоимостью и с ценой. на макроэкономическом уровне отраслевые затраты так же совпадают с межотраслевым уровнем, а отраслевые рыночные цены с ценой производства так что, товаропроизводители данной отрасли получают среднюю прибыль.

· индивидуальная стоимость товаропроизводителей оказывается ниже отраслевой рыночной стоимости в силу более высокой эффективности производства, но свою продукцию они будут продавать по более высокой отраслевой рыночной цене и в результате получат большую прибыль в расчете на ед. капитала, соответственно, на макроэкономическом уровне отрасли могут иметь затраты меньше их отраслевого уровня, но продукция отрасли реализуется по более высокой цене производства, в результате чего, товаропроизводители данной отрасли получают большую прибыль в расчете на ед. капитала.

· индивидуальная стоимость отдельных производителей оказывается выше ОРС в силу низкой эффективности их производства в результате индивидуальные цены оказываются выше рыночных, но реализовываться они будут по более низким отраслевым ценам и в результате эти производители получат меньшую массу прибыли на ед. капитала или окажутся в убытке, не получив прибыли вовсе. соответственно и на макроэкономическом уровне отдельные отрасли могут иметь более высокие затраты, которые национальный рынок не признает как общественно-необходимые, в результате, товаропроизводители данной отрасли получают меньшую прибыль на единицу капитала по сравнению со средним уровнем прибыли по национальному рынку в целом

2. Распределительная -сущность ее в том, что закон стоимости через механизм рыночных цен побуждает товаропроизводителей направлять свои капитал и ресурсы в те отрасли общественного хозяйства, где прибыль выше, т.к. как правила повышенную прибыль в расчете на единицу капитала хотят получать все товаропроизводители. В результате процесса перелива капитала и ресурсов, в конечном счете, складывается такая структура народнохозяйственного комплекса, которая соответствует потребностям рынка

3. Дифференциация товаропроизводителей. Сущность этой функции в том, что механизм рыночных цен, в конечном счете, расслаивает и дифференцирует товаропроизводителей, т.е. одних разоряет, других обогащает. Она логически завершает действие 1 и 2 функции. В соответствии с ней на современном рынке можно разделить товаропроизводителей на 4 группы:

1) Лидеры - удовлетворяют свои интересы и интересы потребителя

2)Трудные - ухитряются удовлетворять свои интересы за счет ущемления интересов потребителей

3)Банкроты (страна дураков) - товаропроизводители не могут удовлетворять не свои интересы ни интересы потребителей

4) Товаропроизводители "чудаки" - сознательно приманивают покупателей, стремясь удовлетворить его интересы за счет собственных.

Кроме этих функций, закон стоимости выполняет еще и учетную функцию, т.е осуществляет учет общественного труда, через существование общественно-необходимых затрат труда. Не менее важным законом современного рынка является закон спроса. Спрос - выраженная в денежной форме потребность покупателя в определенном товаре или услуге, т.е. желание и готовность покупателя приобрести тот или иной товар или услугу в соответствии со своими потребностями и возможностями. Спрос - форма выражения потребностей, но в то же время спрос - это не просто желание или потребность приобрести какую-либо вещ, для более точного изменения спроса используется объем спроса - кол-во товаров которое может и хочет приобрести покупатель за определенный период времени. В то же время, изучая механизм формирования спроса, необходимо применять во внимание факторы, которые делятся на 2 группы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: