1.Чистые монополии организации в масштабах одной отрасли. Действует один продавец, доступ на рынок закрыт, продавец имеет полный контроль и его ценой. Отсутствие, каких либо конкурентов контролирует скупку продуктов по установленной ею цене.
2.Абсолютная монополия формируется в масштабе абсолютной экономике в целом. Находится в руках государства или его хозяйственных органов.
Характер и причины возникновения
1.Естесвеные монополии. Возникает тогда когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые товары. Отрасли производсва, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства.
2.Искусственные монополии. Сосредоточение в одних руках производство и распространение, какого либо продукта.
· Случайная форма - возникает неожиданно. У крупнейших предприятий эти монополии возникают в каком-то одном виде отрасли
· Всеобщая форма - возникает на большинстве рынков объединение покупателей совместно или с помощью покупателей становятся либо основными покупателями либо основными продавцами.
Выделяют еще и легальные монополии, которые образуются на законном основании и возникновение таких монополий возможно при
Патентной системе - удостоверяет авторское изобретение
Авторские права - закрепляют исключительное право автора, которое закрепляют исключительное право автора.
Товарные знаки - исключительное право владельца товарного знака пользоваться, и распряжется товарным знаком и запрещает его использование другими лицами
Монополизация рынка ведет к массовым выступлениям против монополий, а это означает проведение антимонопольной политике. Такая политика является регулированием экономики государства и устанавливает ограничение с целью активизации конкуренции. Современная антимонопольная политика проводится по нескольким направлениям:
· Ограничение монополизации рынка
· Запрещение слияний компаний
· Запрещение установления монопольных цен
· Сохранение и поддержание конкуренции вне цивилизационных формах.