Методы опроса

Беседа – дает возможность проникнуть во внутренний мир человека (в отличие от наблюдения). В беседах, диалогах дискуссиях можно выявить отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции, причины тех или иных поступков, а также нравственные, мировоззренческие, политические и другие взгляды. С помощью целенаправленной беседы можно получить такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Тем не менее беседа - не всегда надежный метод исследования. Чтобы повысить надежность результатов беседы необходимо:

· Расположить собеседника к себе, вызвать его доверие;

· Иметь продуманный и четкий план беседы;

· Умело варьировать вопросы в зависимости от ситуации;

· Задавать вопросы в приятной для собеседника форме;

И это не все: искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Разновидность беседы - интервьюирование. Оно отличается тем, что и вопросы и ответы всегда готовятся заранее и всегда публично обсуждаются (например, в прессе). Однако, правдивость полученной в ходе беседы или интервью информации всегда под сомнением. Применяя эти методы надо помнить предостережение древних: язык дан человеку не только для того, чтобы излагать мысли, но и для того, чтобы их скрывать.

Анкетирование – используется как метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные вопросы.

Наиболее часто применяются два типа анкет:

открытые (когда ответ конструируется самостоятельно),

закрытые (когда приходится выбирать один из готовых ответов).

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Отличается от других методов точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Позволяет измерить результаты обучения, воспитания и развития учащихся с достаточной степенью объективности при условии методически грамотного составления тестов.

3. Изучение продуктов детского творчества - домашних и классных работ, рефератов, сочинений, рисунков, поделок - может рассказать об индивидуальных особенностях, склонностях, интересах, старательности. Еще древние говорили: «Творение указывает на творца».

4. Изучение школьной документации – классных журналов, расписания занятий и кружков, медицинских карт может дать информацию, например, о связи между состоянием здоровья и успеваемостью.

К современным методам общенаучного и педагогического исследования относятся анкетирование и тестирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: