Молодежь как особая социально-профессиональная группа. Статус молодежи на рынке труда. Трудовая и профессиональная мобильность молодежи

“Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”.

Коном: “Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”2.

  1. Во-первых, молодые люди составляют около 35 % трудоспособного населения России,
  2. во-вторых, молодежь – это будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие.

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый -- на работу и каждый седьмой -- в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов,

В настоящее время молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных

Трудовая мобильность (Labour mobility) - способность приспосабливаться к условиям производства, новой технике, быть коммуникабельным. Включает готовность и умение осваивать новую профессию, изменять место работы, профессию, должность, место жительства, образ жизни в целом, если это необходимо по условиям работы. Трудовая мобильность способствует повышению эффективности труда.

Результатом регулирования трудовой мобильности молодежи на уровне предприятия является обеспечение совпадения (или сочетания) интересов предприятия и молодого работника, закрепления молодежи на предприятии и ее эффективной мобильности

Профессиональная мобильность предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой.

9.Факторы и модели дискриминации молодежи на рынке труда. Молодежь и безработица, особенности молодежной безработицы.

Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года). Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в
%).

1.Официальное трудоустройста и не офиц. Чаше всего молодежь принимает не официальное трудоустройста т.к. учится. И они первые идут под сокращение.

Дискриминация в области труда и занятий означает иное и менее благоприятное обращение с людьми из-за присущих им характеристик, не имеющих отношения к их заслугам или требованиям к данной работе.

Модели

1. Дискриминация по оплате труда. (молодые люди соглашаються что бы приобрести опыт)

2. Дискриминация при найме на работу или увольнении с работы (неквалифицированность)

3. 3. Дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе. (просто так не устроиться)

4. 4. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке.(предоставление образовательных услуг более низкого уровня, бакалавр и низкой материальной способности)

Факторы:

1. отмена распределения выпускников

2. снижение и уровня образования

3. низкий уровень социальной работы в сфере трудоустройства

4. приток в крупные города мигрантов, в том числе нелегальных;

5. деформации в ценностных ориентациях, жизненных стратегиях и психологических установках молодых людей.

Во-первых, молодые люди составляют около 35 % трудоспособного населения России, В настоящее время молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных

10. Понятие социальной безопасности молодежи. Место социальной безопасности молодежи в системе национальной безопасности.

Социальная безопасность молодежи - как система мер по предотвращению и снижению рисков для осуществления молодыми людьми своих жизненных стратегий, смыслов, целей и идеалов в рамках общего процесса социальной интеграции молодежи в социум и осуществления своих функций.

Стратегия жизни молодежи:

1.модель жизнеобеспечения

Соответствует жизненная стратегия благополучия

С точки зрения <образа жизни> она представляется личности как обеспеченная (полная всех необходимых благ) и относительно размеренная, спокойная жизнь

Целевые ориентации сторонников стратегии благополучия связаны с максимально возможным или допустимым обеспечением жизненными благами и удобствами. Каждый молодой человек определяет свой собственный круг задач для достижения поставленной цели. Одни предпочитают приобретать необходимые им блага на средства, зарабатываемые по основному месту работы, другие (и их число растет среди молодежи) по принципу вторичной занятости в ущерб учебе и профессиональному росту, третьи рассчитывают на благотворительность, государственное обеспечение или помощь родственников.

По форме проявления разделяют стратегии индивидуального и группового (коллективного) благополучия. В сознании некоторых молодых людей стратегия группового благополучия может трансформироваться в стратегию социетального благополучия.

В рамках модели жизнеобеспечения по целевому назначению можно выделить стратегии возрастающего благополучия, сбалансированного ("разумного") благополучия и стратегиювыживания.

Первый и второй тип стратегий разделяют большинство молодых людей развитых стран, принявших стратегию благополучия в качестве основной доминанты своей жизнедеятельности. Именно эти люди составляют социальную базу <среднего класса> общества с развитой способностью потребления и институционализированной моделью многомерного потребления.

Огромное же большинство российской молодежи вынужденно реализует модель выживания и формирует в своем сознании стратегию выживания. Неустроенность жизни, нужда и бедность, особенно, в средних и малых городах России, сельской местности, заставляют молодых россиян ориентировать свои силы на потребление, искать в нем главную опору своей жизни. Пределом их целеполагания становится обеспечение себя (своей молодой семьи) самыми необходимыми средствами жизни. Страх молодого человека перед нищетой и безработицей нельзя свести только к страху остаться без средств к существованию, он имеет не только экономический, но и социально-психологический аспект. Стратегия выживания играет роль психосоциальной защиты - средства, снижающего уровень страха до допустимых пределов: мечты и цели молодого человека становятся более чем скромными, и риск безработицы становится ему не так опасен.

Хочется обратить внимание на необходимость исследования еще одной угрозы и социокультурной опасности для молодежи, сформировавшей у себя конструкт жизненной стратегии благополучия. У молодых, особенно у девушек, формирование стратегии жизненного благополучия связано с мечтой о семье, обеспеченной материальными, психологическими и духовными благами. Угрозой для осуществления их мечты них является культурно-цивилизационный и объективно обусловленный процесс распада традиционной семьи и появления ее суррогатов.

3. модель жизнестоительства

4.

Соответствует жизненная стратегия успеха

3. модель жизнетворчества соответствует стратегия самореализции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: