Представить целостное определение аффекта в терминах классической психоаналитической теории нелегко, поскольку 3. Фрейд и его последователи использовали это понятие довольно широко и приписывали ему различные роли в процессе развития теории.
3. Фрейд: суть его представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга.
Фрейд рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта:
|
|
- энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд аффекта»);
- процесс разрядки;
- восприятие окончательной разрядки (ощущение или чувство эмоции).
Разрядка и чувственные компоненты рассматриваются просто как выражения эмоций. Заряд аффекта связан с количественной или интенсивностной мерой аффекта, а процессы разрядки воспринимаются или ощущаются как качественные тона.
Последователи 3. Фрейда внесли немало нового в понимание аффектов.
М. Клейн (1976), выдвинул концепцию императивного предвосхищения. Суть: однажды испытанный аффект запоминается и служит предупредительным сигналом, который возникает раньше сенсорного удовольствия или неудовольствия. В противоположность фрейдовской теории разрядки влечения и стимуло-реактивной модели разрядки напряжения подход Клейна допускает поиск напряжения и его сохранение.
Г. Холт (1976), также отказываясь от теории инстинктивных влечений, развивает теорию аффекта и мотивации. Суть: Люди имеют биологические (врожденно заданные) различия в быстроте положительных или отрицательных оценок и соответствующих действий по отношению к фрустрации или угрозе (избегании или совладании). Эта быстрота, или врожденная «готовность», связана с гормональной и нейрогуморальной сферами, влияющими на секс, агрессию и другие аффективно окрашенные феномены.