Возрастная периодизация Эльконина.
Раннее детство
1) Младенчество (от рождения до года)
Кризис: новорожденности (смена обитания)
Сфера: М-П (закладываются общественные потребности)
ССР: единая социальная ситуация, общность со взрослым
Ведущий тип деятельности: манипулятивная, эмоциональное общение со взрослым
Основные новообразования возраста: развитие ходьбы, автономная речь2) Ранний возраст (от года до трех лет)
Кризис: одного года
Сфера: О-Т
ССР: ребенок-предмет-взрослый; ситуативность
ВТД: предметная
ОНОВ: развитие речи, предметная деятельность, самостоятельная ходьба, начало самосознания
Детство
3) Дошкольный возраст (с 3 лет до 6)
Кризис: трех лет (самосознание)
Сфера: М-П
ССР: сотрудничество со взрослыми; внеситуативность
ВТД: игровая, изобретательность, подготовка к школе
ОНОВ: произвольность поведения, освоение нравственных норм, психосексуальная идентификация, самооценка, элементы рефлексии, утрата детской посредственности4) Младший школьный возраст (6-11 лет)
|
|
Кризис: шести-семи лет
Сфера: О-Т
ССР: ребенок-взрослый (учитель)-родитель-дети
ВТД: учебная, трудовая (например, помощь по дому)
ОНОВ: обобщение переживаний (внутренний план, рефлексия)
Отрочество
5) Подростковый возраст (9-11 лет; 14-15 лет)
Кризис: 11-12 лет; 15 лет
Сфера: М-П
ССР: претендует на равноправие со взрослыми, господство детского сообщества над взрослыми
ВТД: общение со сверстниками, общественно-полезная деятельность
ОНОВ: чувство взрослости
6) Ранняя юность (14-15 лет; 18 лет)
Кризис: 15 лет
Сфера: О-Т
ССР: осознание себя в качестве частицы социальной общности, расширяется круг личностно значимых отношений, нарастает потребность в дружеских и интимных отношениях
ВТД: учебно-профессиональная
ОНОВ: устойчивость и стабильность «Я», активная жизненная позиция, формирование ценностей