Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»

Возрастная периодизация Эльконина.

Раннее детство

1) Младенчество (от рождения до года)

Кризис: новорожденности (смена обитания)

Сфера: М-П (закладываются общественные потребности)

ССР: единая социальная ситуация, общность со взрослым

Ведущий тип деятельности: манипулятивная, эмоциональное общение со взрослым

Основные новообразования возраста: развитие ходьбы, автономная речь2) Ранний возраст (от года до трех лет)

Кризис: одного года

Сфера: О-Т

ССР: ребенок-предмет-взрослый; ситуативность

ВТД: предметная

ОНОВ: развитие речи, предметная деятельность, самостоятельная ходьба, начало самосознания

Детство

3) Дошкольный возраст (с 3 лет до 6)

Кризис: трех лет (самосознание)

Сфера: М-П

ССР: сотрудничество со взрослыми; внеситуативность

ВТД: игровая, изобретательность, подготовка к школе

ОНОВ: произвольность поведения, освоение нравственных норм, психосексуальная идентификация, самооценка, элементы рефлексии, утрата детской посредственности4) Младший школьный возраст (6-11 лет)

Кризис: шести-семи лет

Сфера: О-Т

ССР: ребенок-взрослый (учитель)-родитель-дети

ВТД: учебная, трудовая (например, помощь по дому)

ОНОВ: обобщение переживаний (внутренний план, рефлексия)

Отрочество

5) Подростковый возраст (9-11 лет; 14-15 лет)

Кризис: 11-12 лет; 15 лет

Сфера: М-П

ССР: претендует на равноправие со взрослыми, господство детского сообщества над взрослыми

ВТД: общение со сверстниками, общественно-полезная деятельность

ОНОВ: чувство взрослости

6) Ранняя юность (14-15 лет; 18 лет)

Кризис: 15 лет

Сфера: О-Т

ССР: осознание себя в качестве частицы социальной общности, расширяется круг личностно значимых отношений, нарастает потребность в дружеских и интимных отношениях

ВТД: учебно-профессиональная

ОНОВ: устойчивость и стабильность «Я», активная жизненная позиция, формирование ценностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: