Особенности худож. кул-ры 20-21 вв

Худож. кул-ра 20 в. - многоликая, разнообразная палитра национальных искусств, художественных течений и движений, которые создают мировое единство. Это даёт право полагать, что 20 в. оказался способным создать мировое искусство (национальные, региональные модели художественной культуры постепенно включаются в мировое пространство). Художественная национальная культура вне зависимости от ее социально-экономического уровня развития и типа культуры (традиционного или модернизационного) утверждается как современная эстетическая и уникальная ценность. Культурная география расширилась: раньше выставки проходили в признанных центрах мирового искусства (Париж, Лондон, Берлин), теперь же к ним присоединились Латинская Америка, США, Запад. Нередко Запад влиял на Европу, и наоборот. Европа осваивала веяния Запад и интерпретировала их по-своему (Пикассо, Матисс). В канву художественного поля вплетается народное, которое становится источником целого направления – примитивизма – и отражает потребность национальных культур в самоидентификации. 20 в. – это эпоха отсутствия больших стилей в классическом их понимании. Их место занимают многочисленные течения, отличающиеся радикальным пересмотром вопроса о сущности искусства, его предназначения, а также отношением к способам и средствам художественного образа. Предшествующие традиции не исчезают, они трансформируются, развиваются в другом виде и контексте. Академизм теряет свои официально-государственные позиции, но в том или ином виде присутствует имманентно. Отличительная черта искусства 20 в. – синхронность, параллельность в бытии различных художественных течений и национальных художественных феноменов. Это значит, что течения и направления искусства 20 в. (особенно второй половины) нельзя выстроить последовательно как вытекающие друг из друга или «снимающие» друг друга. Еще одной приметой искусства 20 в. становятся беспредметность, феномен абстрактности. Появление так называемого нефигуративного искусства объясняется рядом причин и обстоятельств. Динамика искусства ХХ в., собственно, как и начавшегося XXI-го свидетельствует о приобретении искусством статуса самостоятельного знаково-информационного поля. Поворот иск-ва – создание собственной, новой реальности, не претендующей на объективность и соответствие реальности «как она есть». Постсовременность выдвинула собственные альтернативы авангарду и модернизму (картины с чистым холстом или хаосом, скульптуры валяются на полу, перформансы намеренно передают бессмыслицу – вот оно, современное исв-во). Рубеж 1980–90-х гг. ознаменовался поиском идентичности – телесной, этнической, культурной. Решительно о себе заявило и искусство Восточной Европы, Японии, Китая. С новой силой зазвучали проблемы экзистенциального плана, социального и гендерного характера.

Противоречивость, фрагментарность и одновременно целостность постсовременного искусства наиболее рельефно выражены в эстетике постмодернизма. Пост-изм возникает в 60-е гг. Он не отказался от традиции, от наследия прошлого, не отверг приёмы модернизма. Постмодернизм - неприятие ценностей «западной» культуры и апелляция к традиции, к аутентичному; тяготение к фигуративности и отрицание изобразительности; формальное растворение авторского «я» в потоке коллективного текста и яркость индивидуального стиля; признание реальности мира означающих и поиск изначального смысла означаемого и т. д.

Архитектура – эклектизм, историзм, кодирование. Лит-ра – цитатность, ирония, гипертектуальность. Живопись – апеллирует к этажности модернизма, выходит за границы холста.

Ихаб Хассан! Выделил ряд особенностей постмодернизма: неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков; фрагментарность и принцип монтажа; деканонизация, борьба с традиционными ценностными центрам, положительная ирония, смешение жанров, высокого и низкого, театральность, работа на публику, срастание сознания со средствами коммуникации. ПЛЮРАЛИЗМ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО ИСКУССТВА. Постмодернистская эстетика не фетишизирует «новое» или «старое»: эти понятия растворяются друг в друге.

Как явление постсовременности, постмодернизм вбирает в себя его реалии и интенции, отражая общую эстетико-мировоззренческую установку на коммуникацию. Калифорнийский институт искусства - Лари Питмана, Лари Джонсона, в слэк-арте Лори Парсонс, Карен Килимник.

Цитатность – читателя влечет к тексту, он хочет узнавать цитаты, это интеллектуальная игра. Игра рождается в процессе диалога, даже скорее полилога, между текстом культуры как источником смыслов, зрителем-читателем, автором, зрителем-зрителем.

В архитектуре постмодернизм оформился в США в конце 70-х. Распространился и в Европе, но принял более сдержанный стиль, без лишнего китча. Примененное Ч. Дженксом к области архитектуры понимание постмодернизма сохраняет актуальность и сегодня – разные стили и направления, сегодня плюрализм, архитектура должна обращаться к разным слоям населения. В пост-име адресат не пассивен, он постоянно что-то разгадывает, ему нравятся головоломки. Штутгартская Гос. галерея – постмодернизм. К. Пелли, Т. Вонтэб, М. Мэк – постмодернизм.

Постмодернистский коллаж берёт части из того, что уже было сделано. Однако, то, что делается сейчас, может нести совершенно другой смысл. Литература и искусство постмодернизма по своей сути являются интегральным выражением поэтического мышления с его особым взглядом на модель социального мироздания. Признание ризоматичности в развитии природы и общества нашло воплощение в калейдоскопичности, мозаичности, «лоскутности» многочисленных образов постмодернистской эстетики. Несмотря на кажущуюся хаотичность, эклектичность, постмодернистское произведение – в целом продуманный текст.

Тенденции «поглощения» постмодернистского искусства жизнью, сближения его с повседневностью, отождествления с масскультом или, наоборот, с узкоэлитарной культурой вызывают критику его основных мировоззренческих акцентов (А. Крокер, Д. Кук). Опасность постмодернистской эстетики видится в растворении искусства в стихии быта.

Интернет – это квинтеэссенция постмодернистского строя и стиля жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развертнуто и по форме наиболее адекватно: войдя в интернет, погружаешься в суть постмодернистской эпохи во всей ее философско-мировоззренческой и антропологической специфике.

Проблема визуализации искусства, «слипание» его с медиа – это лишь один из сюжетов постмодернизма. Постмодернистская культура истолковывается как экскрементальная (Бодрийар), «тело без органов» (Гваттари, Делѐз), алеаторный механизм (Серр). Художник-постмодернист имеет дело с интертекстами культуры, работает внутри них и, они обусловливают его деятельность. Произведение не первично, оно существует как сеть аллюзий на другие произведения и представляют собой текст в тексте – интертекст. Автор в постмодернизме – не единственный творец, он отказывается от роли чистого аналитика, объясняющего все и вся. Претит ему и позиция резюмирования, завершения назидания (книга Р. Барта «S/Z»). Автор – посредник, а не последняя инстанция.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: