Проблемы прогнозирования путей развития цивилизации (Тоффлер, Фукуяма)

ТОФФЛЕР. Выражает опасения о развитии постиндустриального об-ва. «Метаморфозы власти» - пишет, что для вт.пол.20векахарактерны масштабные преобразования, которые касаются не только политики, экономики и т.д., но и ведут к измениям фунд.основ чел-ка как биологического и антропологического существа. «Шок будущего»(«Футурошок») – проблема изменения чел. Психологии, неготовность чел.психики к динамичным изменениям. Тоффлер подчеркивает, что претерпит изменение такой институт как семья=>не будут заключаться браки, не будет стоять задача рождения детей. Выражает озабоченность тем, как будет развиваться чел-во в дальнейшем с точки зрения экологического равновесия. Человечество может исчезнуть не только и не столько из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов, сколько от шока, который наступает как следствие отсутствия адаптации психики к неимоверно быстрым темпам развития цивилизации. Футурошок связан с ошеломляющим чувством утраты реальности, потерей ориентиров и смысла жизни. Указывает и на то, что не только будущее есть источник тревоги и страха человека сверхиндустриального общества, но и прош лое. Ибо «прошлое возвращается к нам с новой силой… Не только современные события немедленно распространяются, теперь мы ощущаем влияние всех прошлых событий по-новому. Мы оказались в ситуации, которую можно назвать ―скачком времени‖». Ускорение восприятия времени качественно радикально влияет на весь спектр отношений между людьми и понимание мира: «Наше время высвободило абсолютно новую социальную силу – поток перемен настолько ускорил свой ход, что влияет на наше чувство времени, революционизирует темп повседневной жизни и сказывается на том, как мы ―ощущаем‖ мир вокруг нас. Мы больше не воспринимаем жизнь так, как люди в прошлом. И это основное отличие, которое ставит истинно современного человека особняком. Ибо в этом ускорении кроется непостояноство (временность). Которое проникает и пропитывает наше сознание. Радикально влияя на связь с другими людьми, с вещами, со всем миром людей, искусства и ценностей. Богатство выбора, которое предлагает сверхиндустриальная, или супериндустриальная цивилизация, оборачивается несвободой, кратковременностью отношений и связей, одиночеством. В то же время новое общество предлагает разнообразные собственные ниши, варианты конструирования своей жизни. Оно позволяет «одолеть изменение, достичь его вершины, изменяясь и вырастая вместе с ним».В начале 70-х гг 20 века выстыпает с докладом в рамках действия «Римского клуба», где в большей степени рассматривает экологические проблемы. Ресурсы планеты ограничены, необходимо выдвинуть пределы роста как населения, так и производства.

ФУКУЯМА. К онцепция постистории –книга «Конец истории и последний человек».К онец истории-победа либеральной идеологии. Долгое время истории это сопротивление глобальных идеологий.Самое важное сопротивление–это сопротивление идеологии либерализма и коммунизма. Все идут к победе либеральной демократии. Распад СССР подтвердил его теорию, как он считал. Конец истории – это наступление новой эры– постистории. Опирается на Гегеля, Маркса и т.д. История это процесс логически направленный. Отвергает экономическую трактовку развития истории, поэтому человек не является экономическим животным. История -это процесс закономерный, который направляется противоречиями и антогонизмами. Постистория –это противостояние этим противоречиям и антогонизмам. Должны в постистории существовать неисторические факторы– стремление признания человека во всех сферах. «в будущем мир будет разделен на постисторическую часть и часть, застрявшую в истории;в постисторическом мире основным направлением взаимоотношений между государствами будет экономика и старое правило отношения к политики с позиции силы утратит свое значение…будет иметь место значительная экономическая конкуренция, но мало военная. Постиндустриальный мир будет по-прежнему разделен на мощные гос-ва, но нац. Движения в нем будут жить в мире с либерализмом и будут выражать себя все больше только в сфере частной жизни». С другой стороны, исторический мир будет все еще расколот многими нац религиозными и идеологическими конфликтами, в которых по-прежнему будут приемлемы старые практики политики с позиции силы. Фукуяма высказывает свою озабоченность тем, что конец истории может привести к концу чел-ка как сущ-ва интеллектуального и творческого. Он излагает двойственную точку зрения поповоду конца истории: «Не следует ли нам бояться, что мы будем и счастливы, и удовлетворены нашим положением и не будем больше людьми, но животными, вида Homo sapiens. Или есть опасность, что на каком-то уровне мы будем счастливы, но все же не удовлетворены сами собой на ином уровне, и потому будем готовы снова потянуть мир обратно в историю со всеми ее войнами, несправедливостями и революциями?» Он называет механизм для возвращения в историю – это наука.

Здесь явно будет доп вопрос, а кто еще какие концепции излагал  Так что запиши на листик: 1) теория М. Кастельс, книга «Информ-я эра:экономика, об-во и култ-ра» (основное внимание проблеме глобализации;говорит о сущ-ии информац.об-ва;экономика тоже глобализируется;роль одного государства опред-тя уровнем интеграции в глоб. сети и местом в произв-ой цепочке); 2) теория Массудо –у чувака оптимист. прогноз, книга «Информационное об-во как постиндустриальное об-во» (80-е гг 20в.) – говорит, что в новом типе об-ва в полном объеме реализуется правда и свободы личности в информ. сфере. Норма – виртуальная жизнь в интернете.

12. Типология глобальных проблем XX века. Их общая характеристика. ГП – совокупность наиб острых, жизненно важных, общечел проблем, успешное решение которых требует объединения усилий всех гос-в. К ним относят: предотвращение угрозы ядерной войны; преодоление экологического кризиса и его последствий; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризиса; сокращение разрыва в уровне эконом.развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете.

Общие особенности ГП: 1.Носят планетарный, общемировой хар-р, затрагивают интересы народов всех гос-в, 2. Угрожают чел-ву регрессом в развитии производительных сил в условиях самой жизни, 3. Нуждаются в неотложных решениях и действиях по преодолению и предотвращению опасных последствий и угроз жизнеобеспечении и безопасности граждан, 4. Требуют коллективных усилий и действий со стороны всех гос-в, всего мирового сообщества.

Типы ГП: а) социально-экономические, пробл.возрастающего разрыва между высокоразвитыми странами и странами «третьего мира» (т.н. проблема «Север – Юг»); б) проблемы экологии – угроза глобальной эколог.катастрофы: аномальное потепление, увеличение числа природных катастроф, истощение природных ресурсов; в) демографический кризис – перенаселение; г) проблема исчерпаемости ресурсов (минеральных, энергетических и иных). В 1м докладе Римскому клубу «Пределы роста», 1972 г указание на неизбежность глобальной катастрофы, к которой может привести бесконтрольный рост современного общества потребления и капиталистической экономики. д) проблема войны и мира, мирового терроризма, е)проблема ядерной войны, на ряду с эколог., явл.наиболее острой. Все больше и больше стран стремятся овладеть ядерным оружием, т.к. это дает им чувство безопасности и большую свободу действий; необходимость контроля ядерного оружия. ж) гуманитарные проблемы: здравоохранение, образование и пр. сегодня 1млрд.землян живет в крайней бедности и голоде, 4,8 млрд лишены доступа к современной медицине и гигиене, ¼ населения земли не имеют достойного жилья. Суть в том, что соврем.развитые страны сформировали т.н. «золотой миллиард», не желающий делиться с остальной частью человечества. На фоне нищеты развивающихся стран стоит вопрос о распространении таких заболеваний, как СПИД, гепатит, рак и тд. з) истощение азонового слоя в атмосфере в результате производства и использ.холодильных реагентов, пенопродуктов, аэрозолей.

А. Печчеи основал «Римский клуб». Цель: «углублять понимание особенностей развития чел-ва в эпоху НТР и способствовать привлеч.внимания мировой общественности к обострению глобальных проблем».

13. Массовая культура 20вв:основные подходы понимания и определения феномена.

Массовая культура – совокупность явлений культуры XX в., характерных для экономики, управления, досуга, общения, художественной культуры, отличающаяся шаблонностью, стандартностью, универсальностью. Понимание понятия и содержания м.к. неоднозначно. 1). чисто негативное явление, появившееся вследствие наращивания продукции культуриндустрии, модернизации экономики и социальной сферы, как синоним стандартного мышления и образа жизни. 2) в качестве явления, обладающего положительными чертами (доступность образования, возможность выбора потребления услуг) 3). как культуры, включающей в себя противоречивые характеристики – и негативные, и позитивные.

М.к. - продуцируемая сверху государственными структурами, крупными компаниями-производителями культура, направленная на обман масс. Под популярной понимается трансформированная в условиях информационного общества культура, включающая популярные жизненные практики, сферу повседневных переживаний, суб- и контркультурные движения.

Термин «массовая культура» был введен в научный оборот американским исследователем Макдональдом в 1944 г. Решающими факторами становления массовой культуры полагаются демократия, экспериментальная наука, индустриализация (Х. Ортега-и-Гассет), возрастание иррациональных потребительских инстинктов (К. Мангейм, Г. Маркузе), тоталиризация мышления и доминация власти (большинство теоретиков постмодернистского концепта), коммуникативно-информационные аспекты (Э. Хааг).

Возникновение массовой культуры: 1. Уходит корнями в зарождение письменной цивилизации. Большое влияние – изобретение письменного станка. 2. Оформляется на рубеже 19-20 столетия с связана с промышленным переворотом, научными достижениями, индустриализацией, демократизацией.

Важная черта массовой культуры – расплывчатость, так как её носители и производители – это масса, а она обладает качеством имплозийности, т.е. не имеет однозначного социального референта.

Х. Ортега-и-Гассет понимал массовую культуру как оформленное сознание ограниченной, самодовольной, агрессивно настроенной и непросвещённой массы, присваивающей себе миссию навязывать обществу стандарты общего блага, снижая уровень духовной жизни в целом. Творчество, основанное на поиске высоких идеалов он противопоставляет примитивизации жизни, разрушению норм и ценностей, которое влечёт за собой массовая культура. Это ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма.

К. Ясперс. М.к. приводит к тому, что сущность человека сводится лишь к существованию. Мир начинает восприниматься человеком как объект, который служит исключительно для удовлетворения его потребностей. Фактором, который приводит к феномену омассовления, является рационализация деятельности, приводящая, в свою очередь к типизации поведения. Рационализация, типизация поведения, функциональность, нивелирование возрастных рамок определяются как ключевые характеристики массы, жизнь, профессиональная деятельность которой сводится к деловитости. Субъект перестаёт ощущать полноту бытия и испытывает страх перед жизнью. Итак, считает, что мир находится в ситуации всеохватывающего кризиса, в ходе которого все технические и экономические проблемы неизбежно принимают планетарный характер.

Ж. Бодрийяр. В центре его концепции находятся проблемы симулякра и вытеснения симуляционной реальностью подлинной реальности. Понятие симулякра: существовало ещё с античности и было атрибутировано Платоном, согласно которому идеальному эталону (эйдосу) соответствуют так называемые верные ил неверные подражания. Верные подражания-копии характеризуются своим сходством с оригиналом-эйдосом, а неверные, симулякры, представляют собой копии копий. С течением времени, происходит отрыв, а затем и коренной разрыв между знаком, подменяющим и вытесняющим реальность и самой реальностью. Приходит к выводу: расширение пространства симуляционности неизбежно и неизбежным является разрастание массовой культуры. Считает: средства массовой информации сначала отражают реальность, потом они маскируют и извращают её, потом маскируют отсутствие реальности, и, наконец, производят симулякр реального. Рождение симулякра означает разрушение всех связей с реальностью. Реальность заменяется знаками реального. Масса уподобляется симулякру или фантому. Подчёркивается тот факт, что она теряет собственную референциальность, связь с реальным человеком и населением. масса безразлична ко всему, что не касается её стремлений к удовлетворению собственных потребностей. Отсюда вытекают основные черты, характеризующие массу – инертность и молчаливость. Сознание человека и мир отличаются многополярностью, теряют единство и заменяются на фрагменты и фантомы.

Бодрийяр и Ясперс выделяет признак массы – рабская зависимость от тупого каждодневного потребления.

Э. ванн ден Хааг. Связывает развитие м.к. с расширением массового рынка. Причина наращивания потребительских инстинктов - выгода, которую получает продавец, навязывающий своё понимание вкуса и потребностей покупателю. Считает, что унификации и обезличиванию вкуса способствует реклама. Проблема труда. Работа – квинтессенция общества потребления., а не работа ради работы, ради творчества. Труд и работа не одно и то же. Создатели массовой художественного продукции – торговцы, которые думают лишь о выгоде. Производство стандартизированных вещей способствует производству стандартизированных людей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: