double arrow
Анатомо-физиологические особенности. Зрение — сложный физиологический акт, включающий в себя восприятие зрительных образов и их осознание

Зрение — сложный физиологический акт, включающий в себя восприятие зрительных образов и их осознание. Орган зрения состоит из двух глазных яблок, вспомогательных структур глаза, зрительных нервов, проводящего пути и зрительных центров в коре головного мозга.

К моменту рождения корковые и подкорковые отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, но зрительный нерв и сетчатка глаза ещё не завершили своё полное развитие. Роговица толстая, выступает вперёд в виде валика. Хрусталик округлой формы, с одинаковым радиусом передней и задней кривизны. С возрастом увеличивается диаметр роговицы и радужки, хрусталик вытягивается в длину, утолщается сетчатка, расширяется слой палочек, продолжается миелинизация зрительного нерва.

Становление зрения у ребёнка после рождения происходит постепенно и зависит от развития головного мозга, появления координированных движений глаз, аккомодации. Наиболее интенсивный рост глаза у детей наблюдается в возрасте 1–5 лет и заканчивается к 10–12 годам. Переднезадний размер глазного яблока у большинства детей раннего возраста меньше, чем у детей старших возрастных групп, вследствие чего дети младшего возраста являются гиперметропами. С ростом глазного яблока переднезадний размер увеличивается, а гиперметропия исчезает. Максимальная острота зрения отмечается в возрасте 4 лет.

У новорождённого глаза преимущественно закрыты, лишь периодически на непродолжительное время они открываются. На яркую световую вспышку ребёнок реагирует морганием или крепким смыканием век. Глазные яблоки постоянно двигаются. Хорошо выражен корнеальный рефлекс. Слёзные железы не функционируют.




В первые 2–3 нед жизни ребёнка наблюдают физиологическую светобоязнь. В возрасте 2 нед возникает преходящая монокулярная фиксация взора, в это время другое глазное яблоко отклоняется в сторону. Начинается секреция слёзных желез. С 3 нед появляется способность к бинокулярной фиксации взора на неподвижных предметах и непродолжительное слежение за движущимися объектами. Начиная со второго месяца жизни ребёнок следит за яркой игрушкой, перемещаемой перед его лицом. Конвергирующая способность глаз начинает развиваться с 2 мес. После 3 мес взгляд ребёнка вполне осознан, появляется эмоциональная реакция, сопровождающаяся слёзотечением. В 6 мес ребёнок начинает воспринимать яркие тона, хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы. После 3 лет дети обладают развитым цветовым зрением.






Сейчас читают про: