Мудрость – миф или реальность?

В. И. АЛЕКСАНДРОВ

История общественной жизни отмечает, что на протяжении ее развития появляются люди, которые посредством своей деятельности существенно выделяются среди современников. Одних называют гениями, других – талантами, третьих – героями и т. п. Наряду с ними имеются индивиды, которых называют мудрецами. Понятие «мудрец» относится не только к человеку, но и к народам. Мы говорим о мудрости древних восточных народов, народов ману, ацтеков, майя. Отмечаем, что у каждого древнего народа есть пантеон своих богов, где имеется свой бог мудрости. В древности к мудрецам относили пророков, жрецов, астрологов, некоторых магов и поэтов. Для западноевропейского региона классическим примером является наличие «корпуса» мудрецов в Древней Греции.

На первый взгляд понятие мудрости ясно всем. Уже со школьной скамьи (если не раньше) человек знакомится со словами «мудрость», «мудрец», которые ассоциируются с выработкой сверхчеловеческих качеств и становятся своего рода идеалом теоретической и поведенческой жизни человека. Понятие «мудрость» для индивида выступает как предел достижений человеческих стремлений, а мудрец воспринимается в качестве человека, овладевшего мудростью. Представляется, что мудрец охватывает все богатство идей реальной действительности. Он способен превратить идею, лишенную материальности, в материальную реальность. Такое пред-
ставление о мудрости является естественным. Однако по настоящее время сохраняется стремление связать мудрость лишь со знанием. Всякий раз, когда речь заходит о мудрости, ее наделяют многознанием. Между тем, как мы полагаем, мудрость не сводится к совокупности знаний. Она по своей сущности выражается во всеобщей идее бытия, представляющей все богатство мира. Существо, которое может целостным образом войти в ткань мудрости, становится мудрецом. Мудрец наделяется способностью одухотворять неодухотворенную часть Вселенной.

О мудрости сказано много. О ней говорили уже в Древнем Египте. Античность в стилизованной форме (Гесиод, Гомер) персонифицировала образ мудрости в мифическом существе (Метиде, затем Афине), представляющем всеобщее бытие Разума Бога. Неоднократно предпринимались попытки дать определение мудрости, которое всеми бы разделялось, но до сих пор безуспешно. Тем не менее, выделены признаки и свойства феномена (Аристотель), которому дается имя «мудрость». Учитывая это, автор данного материала не предпринимает попыток выработать какое-то определение мудрости. Цель статьи иная: выяснить место пребывания мудрости, к освоению которой стремятся люди, и разобраться, существует ли в реальности феномен, называемый мудростью, или мудрость – очередной миф, порожденный человеком; наряду с этим выяснить смысл существования мудрости и ее практическое значение для человечества. Нам это необходимо сделать для того, чтобы выяснить, жива ли мудрость, или она выброшена на помойку, как представляют себе некоторые мыслители (Э. Гуссерль и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: