Исходя из философской трактовки организации бытия, существует его три основные формы:
1. Системно-структурная организация
2. Динамическая организация
3. Пространственно-временная организация
Системная организация бытия. Категории системы, структуры, элемента. Система (составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) - категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) -понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.
Основные структурные уровни организации материального бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление - система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума. В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (в различных агрегатных состояниях - твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - Метагалактика («Мир естествоиспытателя»). В живой природе: протоплазма (живые молекулы) - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы). В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы - человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья - классы - нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.
Пространственно-временная структура бытия. Универсум - это не беспорядочный хаос, а упорядоченное множество, в котором каждое сущее занимает определенное место. Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное по-
ложение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального и концептуального пространства и времени. Перцептуальное пространство и время обозначают психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств сущего, а концептуальное - теоретические формы их отражения, научные и философские представления социума о пространстве и времени.
К основным свойствам пространства обычно относят:
■ размерность - способность вещей и явлений обладать некото
рыми параметрами, которые могут быть измерены и зафикси
рованы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в
той или иной системе координат). В макромире размерность
пространства реализуется в его трехмерности. Правда, в мате
матике часто используется понятие многомерного пространст
ва (п > 3), но оно обозначает иные (не только пространствен
ные) характеристики вещей и процессов - например, их разно
образные функции, состояния и др.
■ изотропность - свойство «равенства», физической тождест
венности всех пространственных измерений, т. е. характери
стики объектов не зависят от таких параметров как длина,
ширина и т. д.
■ Основным свойством времени чаще всего считают:
■ необратимость (одномерность) - способность процессов раз
вертываться лишь в одном направлении: от настоящего к бу
дущему (так называемая «стрела времени»).
Следует иметь в виду, что данное представление о свойствах пространства и времени сформированы прежде всего в рамках классической физики. Современное же естествознание в принципе допускает существование, скажем, 5, 6 и т. д. - мерных физических миров. Более того, некоторые физические теории допускают существование 10 и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов в микромире.
Специфика социально-исторического пространства и времени. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления. Социальное пространство представляет собой социально организованную среду, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность - с другой. Социальное время понимается как исторический роцесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.
Однако, учитывая то, что взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении его элементов и сторон, а также, что воспроизведение явления на основе взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие), можно сделать вывод о том, что именно движение и развитие являются ключевыми понятиями взаимодействия, и основными категориями динамической формы организации бытия.
Поэтому именно эта форма организации бытия будет интересовать нас в большей степени, исходя из необходимости изучения основных категорий взаомодействия.
§2 Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия.
Как полагал Аристотель, «всякое движение есть некоторое изменение». Трансформации качеств предстают как развитие в его широком значении. Специфика этой динамики раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорота, восхождения от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единства восходящей эволюции и нисхождения.
В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, - прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.
С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.
Исторические формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.
В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления». В предельно общем значении диалектика - философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.
Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой трансцендентально-критической философии и материалистическую диалектику, хотя можно говорить и о диалектике Возрождения, Нового времени и др.
Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Основных два принципы - развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные
(дополняющие картину развития). К основным относят: закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика, эксплицировавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней.
Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, исходные принципы:
■ Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
■ эволюция систем носит направленный характер: развитие идет
по пути усложнения систем, роста их разнообразия и умень
шения их стабильности;
■ во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные фак
торы, влияющие на их развитие;
■ во Вселенной господствует наследственность: настоящее и бу
дущее зависят от прошлого, но не определяются им однознач
но;
■ динамику мира можно представить как постоянный отбор, ко
гда из множества виртуальных состояний система избирает
наиболее реальные;
■ принцип отбора допускает существование бифуркационных
состояний, в результате последующая эволюция оказывается
принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу слу
чайные факторы, действующие в период перехода.