Формы организации бытия

Исходя из философской трактовки организации бытия, существует его три основные формы:

1. Системно-структурная организация

2. Динамическая организация

3. Пространственно-временная организация

Системная организация бытия. Категории системы, структуры, элемента. Система (составленное из частей, соединенное) - катего­рия, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) - категория, указывающая на спо­соб связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) -понятие, означающее относительно простые части, из которых скла­дывается любое целое.

Основные структурные уровни организации материального бы­тия. Структурная организация всего сущего означает, что любое мате­риальное явление - система определенных элементов, организован­ных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума. В неживой природе такой ряд выстраивается следующим обра­зом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементар­ные частицы - атомы - молекулы - макротела (в различных агрегат­ных состояниях - твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - Метагалактика («Мир естествоиспытателя»). В живой природе: протоплазма (живые молекулы) - клетка - ор­ганизм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (эквива­лент понятию экосистемы). В рамках биосферы формируется и специфический тип матери­альной системы - человеческое общество, в котором выделяют осо­бые подсистемы: семья - классы - нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.

Пространственно-временная структура бытия. Универсум - это не беспорядочный хаос, а упорядоченное множество, в котором каждое сущее занимает определенное место. Понятие пространство обознача­ет свойство вещей обладать размерами и занимать определенное по-

ложение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертыва­ния процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что кате­гории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто исполь­зуют понятия перцептуального и концептуального пространства и времени. Перцептуальное пространство и время обозначают психиче­ское восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств сущего, а концептуальное - теоретические формы их отраже­ния, научные и философские представления социума о пространстве и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

размерность - способность вещей и явлений обладать некото­
рыми параметрами, которые могут быть измерены и зафикси­
рованы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в
той или иной системе координат). В макромире размерность
пространства реализуется в его трехмерности. Правда, в мате­
матике часто используется понятие многомерного пространст­
ва (п > 3), но оно обозначает иные (не только пространствен­
ные) характеристики вещей и процессов - например, их разно­
образные функции, состояния и др.

изотропность - свойство «равенства», физической тождест­
венности всех пространственных измерений, т. е. характери­
стики объектов не зависят от таких параметров как длина,
ширина и т. д.

■ Основным свойством времени чаще всего считают:

необратимость (одномерность) - способность процессов раз­
вертываться лишь в одном направлении: от настоящего к бу­
дущему (так называемая «стрела времени»).

Следует иметь в виду, что данное представление о свойствах про­странства и времени сформированы прежде всего в рамках классиче­ской физики. Современное же естествознание в принципе допускает существование, скажем, 5, 6 и т. д. - мерных физических миров. Более того, некоторые физические теории допускают существование 10 и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов в микромире.

Специфика социально-исторического пространства и времени. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления. Социальное пространство представляет собой социально организованную среду, которая необходима для под­линно человеческого бытия людей. Основные характеристики соци­ально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоре­чивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность - с другой. Социальное время понимается как исторический роцесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.

Однако, учитывая то, что взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении его элементов и сторон, а также, что воспроизведение явления на основе взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие), можно сделать вывод о том, что именно движение и развитие являются ключевыми понятиями взаимодействия, и основными категориями динамической формы организации бытия.

Поэтому именно эта форма организации бытия будет интересовать нас в большей степени, исходя из необходимости изучения основных категорий взаомодействия.

§2 Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атри­буты бытия.

Как полагал Аристотель, «всякое движение есть некото­рое изменение». Трансформации качеств предстают как развитие в его широком значении. Специфика этой динамики раскрывается в онто­логии с помощью категорий движения, развития и покоя.

Движение как философская категория обозначает свойство изме­нения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, со­циальную, духовную. Интерпретация направленности изменений за­висит от выбора общего принципа: круговорота, восхождения от низ­шего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единства вос­ходящей эволюции и нисхождения.

В отличие от движения категория развития обозначает законо­мерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего мо­жет совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, - прогрессивном, регрессив­ном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помо­щью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.

С помощью категории покой фиксируется относительная устой­чивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Исторические формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в фило­софском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диа­лектикой искусство обнаружения истины путем столкновения проти­воположных мнений как способ ведения философского диалога. В ан­тичности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод пра­вильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диа­лектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция ис­пользования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

В новоевропейский период философии данное понятие приобре­тает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бы­тия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском не­изменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и все­общей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, обще­ства и человеческого мышления». В предельно общем значении диа­лектика - философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалек­тики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой трансцендентально-критической философии и материалистическую диалектику, хотя можно говорить и о диалектике Возрождения, Нового времени и др.

Диалектика как философская теория развития, ее основные прин­ципы, законы и категории. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Основных два принципы - развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений ре­альности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существую­щие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, кото­рые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый харак­тер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразде­ляют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные

(дополняющие картину развития). К основным относят: закон единст­ва и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и каче­ственных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и за­кон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неос­новные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и дей­ствительностью; содержанием и формой, частью и целым. Трансфор­мацию представлений о развитии привнесла синергетика, эксплици­ровавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самооргани­зации: так, источником развития самоорганизующейся системы вы­ступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их коопе­ративное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколь­ко инициатором возникновения последней.

Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобаль­ного (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисее­ву, исходные принципы:

■ Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;

■ эволюция систем носит направленный характер: развитие идет
по пути усложнения систем, роста их разнообразия и умень­
шения их стабильности;

■ во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные фак­
торы, влияющие на их развитие;

■ во Вселенной господствует наследственность: настоящее и бу­
дущее зависят от прошлого, но не определяются им однознач­
но;

■ динамику мира можно представить как постоянный отбор, ко­
гда из множества виртуальных состояний система избирает
наиболее реальные;

■ принцип отбора допускает существование бифуркационных
состояний, в результате последующая эволюция оказывается
принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу слу­
чайные факторы, действующие в период перехода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: