Л.Н. Гумилёв пассионарная теория этногенеза

Л.Н. Гумилёв в своей теории этногенеза пытается дать объяснение различным этническим феноменам с точки зрения ландшафта. По мнению автора «этническое многообразие легко объяснить адаптацией людей в разных ландшафтах: в разных климатических условиях географической среды образуются разные этносы и разные культурные традиции». Автор ввёл в научный обиход новый термин пассионарность, с позиций пассионаронсти этносов он рассматривал процессы происхождения и развития этносов в этногенезе.

Пассионаронсть – это характерологическая доминанта, необратимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). По мнению автора пассионаронсть возникает в результате массовой мутации, или путём передачи по наследству. В качестве примеров исторических личностей Л.Н. Гумилёв приводит: А. Македонского, Тэмуджина, Яна Гуса.

Рассматривая процесс взаимодействия этнических групп, автор рассматривал причины добрососедских и воинственных взаимоотношений. Л.Н. Гумилёв предположил, что на формирование и взаимодействие этносов влияет феномен этнической комплиментарности. Комплементарность – это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплементарность. По мнению автора, вне зависимости от расового состава, от культурных связей, от уровня развития возникают некие моменты которые позволяют установить дружественный этнический контакт, а в других — он становиться нежелательным или враждебным, вплоть до кровопролития.

Помимо ландшафта и комплиментарности важной составляющей этнической целостности является стереотип поведения. Стереотип поведения — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы. По мнению Л.Н. Гумилёва стереотип не является неизменной величиной и в зависимости от фазы этногенеза в нём может меняться. Стереотип поведения этноса имеет внутреннюю структуру, включающую строго определенные нормы отношений:

  1. Между коллективом и индивидом;
  2. Индивидов между собой;
  3. Внутриэтнических групп между собой;
  4. Между этносом и внутриэтническими группами.

Стереотип поведения также включает навыки адаптации в ландшафте и нормы отношения к иноплеменникам.По мнению автора, существуют определённый этапы в развитии этносов, каждый из этапов привносит в жизнь этноса новый стереотип поведения, в процессе своего развития происходит процесс «старения этноса» заканчивающийся гомеостазом. Процесс этногенеза состоит из девяти фаз:

  1. Толчок или дрейф – появление пассионариев.
  2. Инкубационный период – рост пассионарности, данная фаза может быть отражена в мифах;
  3. Подъём – бурный рост пассионарности, как правило сопровождается борьбой и расширением территорий;
  4. Акматическая фаза – увеличение могущества этноса;
  5. Надлом – резкий спад пассионаронсти, размежевание этноса;
  6. Инерционная фаза – спад пассионаронсти до уровня нормы, процветание этноса;
  7. Обскурация – спад пассионаронсти ниже уровня нормы, упадок и деградация;
  8. Агония – если этнос не сумел войти в гомеостаз происходит распад этноса;
  9. Гомеостаз – существование этноса в равновесии со средой.

Процесс этнической идентичности Л.Н. Гумилёв рассматривает в рамках консорций и конвикций. Консорция – группа людей, объединённых одной исторической судьбой. Конвикция – группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Задачами консорций и конвикций автор видит в поддержании этнического единства путём внутриэтнического неантагонического соперничества. Говоря о конвиксиях автор приводит примеры землепроходцев и старообрядцев, породивших поколение стойких сибиряков. По мнению Л.Н. Гумилёва история этносов, это история их взаимодействия.

Не смотря на то, что теория этногенеза не была целиком принята научной общественностью, термин пассионарность прочно вошёл в обиход различных областей научного знания. Работая в рамках евразийской концепции, Л.Н. Гумилёв предложил одну из самых красивых теорий взаимодействия этносов, описав её в своих потрясающрих трудах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: