Общие принципы и предложения по реконструкции зданий школ и дошкольных учреждений

2.2.1. Оптимальной вместимостью наиболее массовых типов зданий реконструируемых школ МЮ и 65-426.1 является вместимость в 33 класса

2.2.2. Наполняемость классов рекомендуется в 25 или 30 учащихся и устанавливается по согласованию с Московским комитетом образования.

2.2.3. При разработке проектов реконструкции зданий школ типов МЮ и 65-426.1 на новую вместимость - 33 класса с наполняемостью классов в 25 учащихся габариты учебных помещений сохраняются. При реконструкции зданий школ указанных типов на вместимость 33 класса с наполняемостью классов в 30 учащихся - необходима радикальная перепланировка существующего здания с увеличением площади учебных помещений.

2.2.4. Реконструкция зданий школ типов МЮ и 65-426.1 на новую вместимость - 33 класса с наполняемостью классов 30 учащихся требует значительно большего объема дополнительных пристроек и надстроек. Выбор того или иного варианта наполняемости классов (25 или 30 учащихся) необходимо увязывать с возможностью застройки существующего участка школы или его расширения.

2.2.5. Для зданий школ с высотой в пять этажей (типа МЮ) надстраивание исключено и увеличение вместимости здания возможно только за счет пристраиваемых объемов, оптимальная зона примыкания -лестничные клетки. Для зданий школ высотой в два - три этажа (типа 65-426.1) при условии соответствующего технического состояния, возможно надстраивание до 4-х этажей. Если по тем или иным причинам надстраивание существующего объема невозможно, увеличение вместимости осуществляется за счет пристраиваемых объемов. Зоны примыкания определяются проектом.

2.2.6. В существующих зданиях реконструируемых школ рекомендуется размещать помещения основной школы и, по возможности, старшей школы. В надстраиваемых зданиях школ (типа 65-426.1) классы начальной школы могут размещаться либо на 1 и 2 этажах, либо в обособленной секции с лестничной клеткой на 1, 2 и 3 этажах. В дополнительные объемы рекомендуется выносить классы начальной школы, в случае необходимости, учебные помещения старшей школы и, как правило, помещения общего назначения.

2.2.7. Пристраиваемый к существующему зданию блок начальных классов должен иметь непосредственную связь с блоком общешкольных помещений. С основным реконструируемым зданием блок начальных классов может быть связан только по первому этажу. Блок общешкольных помещений должен иметь непосредственную связь с основным зданием.

2.2.8. При реконструкции зданий яслей-садов (типа VI-13) возможно надстраивание до трех этажей и пристраивание дополнительных объемов. При реконструкции зданий яслей-садов типа 2МГ-04-3 возможно надстраивание двухэтажной части здания до трех этажей. Пристраивание дополнительных объемов нецелесообразно в связи со специфической секционной планировочной структурой здания, затрудняющей переход дошкольников из одной части здания в другую.

2.2.9. Функциональная гибкость учреждений обеспечивается за счет универсализации помещений, в т.ч. блоков начальных классов, пристраиваемых к существующим зданиям школ. При необходимости эти блоки могут использоваться для размещения классов средней и старшей школы, например, при переносе начальных классов в помещения дошкольных зданий вариативного использования.

2.2.10. При реконструкции зданий с жесткой конструктивной схемой несущих стен, как правило, происходит вынужденное увеличение площади отдельных помещений и ее суммарной величины в связи с необходимостью приспособления планировочных решений к конструктивной схеме. Во избежание значительного перерасхода площади целесообразно при разработке задания на проектирование устанавливать лимит общей площади на здание.

Для зданий школ лимит удельной общей площади в 11 м2 на 1 учащегося установлен Дополнением № 1 к МГСН 4.06-96.

Для зданий дошкольных учреждений с пониженной высотой этажей в 2.8 м эмпирически выведен и рекомендуется лимит в 13 м2, учитывающий компенсацию пониженной высоты помещений за счет увеличения их площади.

2.2.11. Состав и площади помещений в реконструируемых школах рекомендуется принимать с учетом Приложения 27 к МГСН 4.06-96, предусматривающего норму площади на одного учащегося в помещениях спортзалов - 06-07 м2, в рекреациях - 1.6 м2, в актовом зале - 0,8 м2, в обеденном зале - 0,7 м2.

2.2.12. Учитывая планировочные особенности и высоту этажей в 3.9 м в зданиях школ типа МЮ и 65-426.1. существующие помещения классов площадью 48.5 - 53.0 м2 можно использовать для учебных групп с наполняемостью в 25 учащихся из расчета 2.0 м2 на 1 ученика аналогично норме, принятой в Приложении 27 к МГСН 4.06-96 для школ из крупнопанельных конструкций.

Такое решение обеспечивает снижение наполняемости классов в соответствии с Законом об образовании до 25 учащихся вместо 40 учащихся по первоначальному проекту (МЮ и 65-426.1) и 30 учащихся по факту и увеличение площади на 1 учащегося в классе до 2.0 м2 вместо 1.2 м2 по проекту и 1.6 м2 по факту.

2.2.13.В зданиях типа МЮ на пятом этаже взамен учебных помещений целесообразно размещать помещения иного назначения или учебные помещения эпизодического пользования.

2.2.14. Реконструкция существующих зданий школ и дошкольных учреждений должна проектироваться и осуществляться в соответствии с требованиями МГСН и других нормативных документов, действующих на территории Москвы. Реконструкция ДУ в дошкольное здание вариативного использования следует осуществлять еще и в соответствии с "Рекомендациями по формированию сети, типов и функционально-планировочной структуры дошкольных зданий вариативного использования".

Территории под школы и дошкольные учреждения должны быть сухими, хорошо

проветриваться, уровень залегания грунтовых вод на участке не менее 0,7 м отметки

спланированной поверхности территории.

Участки должны быть планировочно выделены. Въезды и входы на участки,

проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, подходы к зданиям не менее за 100 м

должны иметь твердое покрытие

Участки общеобразовательных учреждений, расположенных в зоне загрязненной

радионуклидами, должны быть оборудованы поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. Конструкции оборудования должны быть надежно закреплены, изготавливаться из разрешенных Министерством здравоохранения материалов, не должны иметь острых углов и выступающих деталей; поверхность деревянных конструкций должна быть гладкой и хорошо отшлифованной. На территории участка школы (гимназии, лицея), с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса выделяют функциональные зоны: физкультурно-спортивная,учебно-опытная, культурно-массовых мероприятий, отдыха, хозяйственная. Состав и площади функциональных зон рассчитываются исходя из вместимости общеобразовательного учреждения, количества параллельных классов, специализации учреждения. Все зоны должны иметь СВЯЗЬ со зданием и между собой. Для школьной деятельности могут использоваться другие городские территории. Например, парки используются для физкультурно-оздоровительных занятий, занятий по биологии. К

рекомендуемым для использования школьниками городским озелененным открытым

пространствам можно отнести те, которые непосредственно примыкают к участкам школ,

или расположены не далее 15-минутной пешеходной доступности от них. При этом

нежелательно пересечение школьниками пешеходных путей магистралей с интенсивным

движением автомобильного транспорта.

Объем и ассортимент растений на участках детских учреждений, школ и лечебных

объектов могут значительно варьироваться с учетом районов с экстремальным климатом,

размеров и плотности застройки городов и населенных мест.

9 Модернизацию сети предприятий торгово-бытового обслуживания рекомендуется проводить в следующих направлениях:

  • - модернизация существующих центров и блоков обслуживания без изменения функционального назначения предприятий;
  • - реконструкция существующих центров и блоков обслуживания, возможно, с расширением объема предприятий, а при необходимости перепрофилированием их в другие по функциональному назначению предприятия;
  • - дополнение существующей сети новыми предприятиями повседневного и приближенного обслуживания, размещаемыми в нижних этажах жилых домов или в пристроенных объемах к новым и реконструируемым домам;
  • - строительство многофункциональных зданий и общественных центров с предприятиями городского значения преимущественно вдоль крупных магистралей или в общественных зонах.

Вышеперечисленные направления модернизации сети предприятий торгово-бытового обслуживания должны корреспондироваться с приемами комплексной реконструкции районов (микрорайонов), которые можно подразделить на три основные варианта.
Вариант 1. Преобладание реконструкции жилого фонда с сохранением части опорных зданий и с незначительным новым строительством. В таком варианте существующие центры и блоки обслуживания, соответствующие сегодняшним требованиям, целесообразно сохранять и модернизировать без изменения функционального назначения предприятий. Общественные здания, менее сохранившиеся и морально устаревшие, следует реконструировать с возможным перепрофилированием предприятий. При необходимости возможно увеличение объемов посредством пристраивания и надстраивания существующих зданий. Для дополнения сети можно рекомендовать размещение предприятий во встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных объемах к реконструируемым и новым жилым домам.
Вариант 2. Преобладание в микрорайонах (кварталах) нового строительства многоэтажных жилых домов со сносом основного жилого фонда — пятиэтажных домов «неперспективных» типовых серий (кроме 9-12-этажных зданий более позднего периода строительства). Учитывая более широкие конструктивные возможности новых жилых зданий, номенклатура встроенных и встроенно-пристроенных предприятий может быть расширена и дополнена более крупными магазинами (универсамы, магазины диетических продуктов, специализированные продовольственные и непродовольственные), а также крупными предприятиями бытового обслуживания.
Во вновь строящихся многофункциональных зданиях и общественных центрах, расположенных вдоль крупных магистралей и на примыкающих к кварталам общественных территориях, возможно размещение разнообразных предприятий торгово-бытового обслуживания городского значения. Существующие в микрорайонах блоки обслуживания целесообразно модернизировать и реконструировать. Для создания масштабного архитектурного комплекса их можно объединять с жилыми домами переходами, формируя стилобаты вновь строящихся многоэтажных зданий.
Вариант 3. Сочетание нового строительства многоэтажных жилых домов в микрорайоне с реконструкцией жилых зданий и сохранением опорного жилого фонда в разных пропорциях. Пропорциональные соотношения нового, реконструируемого и опорного жилого фонда могут быть равными или с преобладанием объемов реконструируемого и сохраняемого жилого фонда до 80% по отношению к новому строительству.
В этом варианте рекомендуется применять все вышеуказанные приемы модернизации сети: капитальный ремонт существующих центров и блоков обслуживания с сохранением функционального назначения предприятий; реконструкцию с увеличением объема здания, а при необходимости и с перепрофилированием предприятий блоков обслуживания. Для дополнения сети рекомендуется, как в первом варианте комплексной реконструкции, размещение небольших по вместимости предприятий торговли, общественного питания и особенно бытового обслуживания в нижних этажах новых и реконструируемых жилых домов или пристройках к ним.

Культовые сооружения: Уместно упомянуть некоторые, хотя бы только конструктивные особенности. Так, например, несущими конструкциями перекрытий и покрытий многих старинных сооружений являются различной формы и параметров арочные системы, простые цилиндрические и сложные своды (крестовые сомкнутые), купола. Наиболее нагруженные участки сводов усиливались утолщением, гуртами и подпружными арками. В строительстве широко применялись разгрузочные, обратные и упорные арки. Каждому виду конструкций соответствовали определенные приемы разрезки кладки.В связи с тем, что в храмовых постройках поверхности покрытий и перекрытий имеют, как правило, криволинейные (лекальные) формы, особое значение имеет тщательность замеров геометрических параметров и квалифицированное составление обмерных чертежей частей зданий. От этого зависит достоверность определения действующих нагрузок и фактических расчетных схем несущих конструкций зданий и, соответственно, правильность оценки фактического состояния отдельных конструкций и сооружения в целом.

Особенностью зданий храмов является и то, что их несущие и ограждающие конструкции органично и неразрывно связаны с характерным декором, выработанным многовековыми традициями. Независимо от причин деформаций несущих конструкций (стен, столбов, арок, сводов, куполов и пр.) опасность их повреждений и разрушений заключается не только в том, что это может грозить выводом зданий из эксплуатации. Растрескивание и разрушение каменной кладки приводит к разрывам, отслоению и утратам бесценных древних фресок, росписей, в том числе и художественной лепнины в зданиях более поздней постройки. Биологическая агрессия также опасна для каменной кладки и штукатурных слоев и чревата безвозвратной утратой фресковой и красочной живописи храмов.

Комплексное обследование предусматривает участие в работе творческого коллектива разных специалистов (конструкторов, архитекторов, реставраторов, археологов, инженеров-геологов, гидрогеологов, геоморфологов, микологов и т.д.), которые по единой программе профессионально изучают объект в рамках своей специальности. Совместная интерпретация результатов обследовательских работ разными специалистами с целью достижения объективности диагноза состояния сооружения позволяет разработать необходимые мероприятия по восстановлению и сохранению сооружений или научно обоснованной реставрации памятников истории и культуры. Необходимость в проведении обследовательских работ, их объем, состав и характер зависят от поставленных конкретных задач. Основанием для обследования могут быть следующие причины:

наличие дефектов и повреждений конструктивных элементов или частей здания (вследствие природных или техногенных, механических, статических, биологических, химических, температурных, динамических воздействий, в том числе неравномерных деформаций грунтов оснований), снижающих прочностные, деформационные характеристики конструкций и ухудшающих эксплуатационное состояние зданий в целом;

реконструкция зданий даже в случаях, не сопровождающихся увеличением нагрузок;

изменение функционального назначения зданий (сооружений);

деформации грунтовых оснований или признаки развития физико-геологических и инженерно-геологических процессов;

необходимость контроля и оценки состояния конструкций зданий, расположенных вблизи от вновь строящихся сооружений, особенно если для них отрывается котлован или производятся работы по забивке свай.

При обследовании богослужебных и вспомогательных зданий объектами рассмотрения являются следующие основные несущие и ограждающие конструкции и части зданий:

фундаменты, ростверки, сваи;

опорные конструкции - стены, столпы, пилястры, контрфорсы;

перекрытия и покрытия (арки, своды, купола, конхи, шатры, балки);

несущие конструктивные элементы, воспринимающие распорные усилия в этих типах покрытий, - связи, затяжки, опорные кольца куполов;

элементы обеспечения пространственной жесткости сооружений;

стыки, узлы, соединения конструктивных элементов и частей сооружений (паперти, притвор, апсида, гульбище, трапеция, барабан, шатры);

кровельное покрытие, в том числе позакомарное (состояние кровельных материалов, их стыки и сопряжения, система отвода воды с покрытия, в том числе сливы, ливнестоки, водосборники, воронки и пр.);

полы в помещениях;

наружная отмостка и система отвода воды от стен:

состав, структура, состояние, свойства грунтов основания.

Особое внимание должно быть обращено на конструкции, части зданий и здания в целом, находящиеся на территориях развития склоновых процессов, подрабатываемых территориях, участках распространения суффозионных процессов.

При обследовании следует учитывать специфику материалов, из которых выполнены конструкции: каменные (кирпичные, бутовые, из природного камня), деревянные, металлические, бетонные, железобетонные.

При обследовании зданий (сооружений), расположенных в зоне влияния источников динамических воздействий или в сейсмически опасных регионах, оценка технического состояния конструкций должна производиться с учетом следующих факторов:

параметров динамических (вибрационных) воздействий;

расчетной сейсмичности площадки строительства по картам ОСР-97;

повторяемости сейсмического воздействия;

спектрального состава сейсмического воздействия;

категории грунтов по сейсмическим свойствам.

10. Анализ зарубежного и отечественного опыта формирования и функционирования торгово-пешеходных зон крупных и средних городов выявил определенные условия и принципы их организации, обеспечивающие их социально-экономическую и градостроительную целесообразность. При этом основными показателями, определяющими продуктивность любой торгово-пешеходной зоны, являются - активность и стабильность ее посещаемости.

Как показала практика, достижение высоких показателей активности и стабильности посещения торгово-пешеходной зоны может быть осуществлено только при условиях обеспечения:

  • высокой транспортной доступности и, в первую очередь, массовыми видами пассажирского транспорта;
  • высокой социальной привлекательности и комфортности, а также значимости и уникальности размещенных на ее территории объектов.
  • Исходя из этого, основными принципами формирования торгово-пешеходных зон, наиболее полно удовлетворяющими этим условиям являются:
  • размещение торгово-пешеходной зоны, как правило, в сложившихся центрах городов, исторически концентрирующих центроформирующие функции, или на сопредельных территориях;
  • размещение торгово-пешеходной зоны на функционально-пространственной связи между двумя или несколькими социально значимыми (уникальными) объектами массового систематического посещения исторического, культурного, торгового, бытового, зрелищно-развлекательного или многофункционального характера;
  • насыщение формируемой функционально-пространственной связи между социально-значимыми объектами системой мелких сопутствующих объектов (истории, культуры, торговли, общественного питания и бытового обслуживания) представляющих посетителям торгово-пешеходной зоны возможность выбора видов, форм и уровня дополнительного обслуживания;
  • зонирование территории торгово-пешеходной зоны на подзоны активности в зависимости от интересов различных слоев населения, их возрастного и имущественного ценза, времени года и суток;
  • эффективное деление территории торгово-пешеходной зоны на пешеходную и транспортную составляющую с целью обеспечения максимальной безопасности пешеходного движения, удобного подъезда пассажирского, грузового и индивидуального транспорта и достаточного количества мест хранения последнего (открытого и закрытого типов);
  • последовательный вынос с территории формируемой торгово-пешеходной зоны несвойственных ей диссонирующих объектов или их диверсификация в соответствии с главной функцией торгово-пешеходной зоны;
  • формирование выразительного образно-индивидуального архитектурного ансамбля торгово-пешеходной зоны, отвечающего ее статусу, специфике конкретных климатических и градостроительных условий территории и акцентирующего торгово-пешеходную зону в структуре центра;
  • создание на территории формируемой торгово-пешеходной зоны высокого эксклюзивного уровня благоустройства в части тротуарного покрытия, декоративного озеленения, обводнения, освещения, монументального искусства, рекламы и малых архитектурных форм.

Объектами благоустройства Торгово-пешеходной зоны являются:

  • торгово-пешеходная улица,
  • скверы,
  • пешеходные тротуары,
  • внутриквартальные пешеходные трассы,
  • жилые дворы и кварталы,

При организации торгово-пешеходной улицы предусмотрено:

  • изменение вертикальной планировки с приведением всей территории улицы в красных линиях застройки к единой плоскости,
  • мощение каменной и высококачественной бетонной плиткой,
  • в качестве тематического (имиджевого) элемента среды включение в рисунок мощения элементов с названиями поперечных улиц, а так же логотипов Центральной торгово-пешеходной зоны,
  • устройство отмостки, водостоков, желобов, пандусов и т.д.,
  • устройство и восстановление каменных ступеней у входов в здания,
  • устройство металлических защитных ограждений, прикорневых и приствольных решеток,
  • развитие системы озеленения, создание бульвара (молодые рядовые посадки), деревьев, сезонное озеленение),
  • оборудование мест для отдыха (скамьи, урны),
  • оборудование площадок для летних кафе,
  • освещение фонарями,
  • устройство декоративных водных (цвето-световых) композиций в зонах наибольшей активности,
  • размещение урн у входов в магазины, кафе, учреждения, на остановках ГПТ.

В планировке торгово-пешеходной зоны предусмотрены:

  • рациональное распределение транзитных путей и мест отдыха,
  • создание условий для проезда уборочной техники и спецмашин (пожарных, милиции и др.),
  • устройство подземных гаражей и стоянок,
  • вертикальное зонирование территории.

11. В зависимости от назначения и характера использования выделяют следующие группы и виды подземных или полуподземных городских сооружений, помещений и устройств: – инженерно-транспортные сооружения; предприятия торговли и общественного питания; зрелищные, административные и спортивные здания и сооружения; объекты коммунально-бытового обслуживания и связи; объекты складского хозяйства; объекты промышленного назначения и энергетики; объекты инженерного оборудования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: