Цели организации

Цель организации - конечное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которой направлена ее деятельность.

Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Цель - исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. Различают стратегические и тактические цели.

Характеристики целей

-Конкретность и измеримость.

-Ориентация целей во времени.

-Достижимость целей.

-Взаимная поддержка целей.

Существует также понятие "задача в менеджменте" - это цель, достижение которой желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которое рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, подвергающиеся количественной характеристике.

Три типа целей в организации

 
 

Официальные оперативные операционные

Официальные определяют общее назначение организации, они абстрактны, идеалистичны, описываются в качественных терминах.

Оперативные исходят из действительной политики, имеют внутреннюю направленность. Например, получение прибыли.

Операционные направляют поведение. Они разрабатываются до деталей и выражаются в количественных терминах.

Основные направления, по которым устанавливаются цели

- прибыльность (рентабельность, доход на акцию);

- положение на рынке (доля рынка, объем продаж);

- производительность (материалоемкость);

- финансовые ресурсы (структура капитала);

- мощность организации;

- человеческие ресурсы (текучесть, количество прогулов).

 
 

Средства достижения цели - существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации - ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Взаимоотношения цели и средства носят характер двусторонней предопределенности. Обычно в организации то, что является целью объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта - средство достижения цели.

Рисунок 4.5. Взаимосвязь понятий "миссия", "цель", "стратегия", "задача", "политика".

Иерархия целей

В любой организации существует целый набор целей, или иерархия целей.

Пример:

1 уровень. Стратегическая цель организации (фирма по продаже стпорттоваров) - достичь реального роста объема продаж на 20%.

2 уровень. Стратегические цели функциональной области деятельности (маркетинг):

- открытие нового магазина в N:

- расширить торговый ассортимент;

- составить план рекламной кампании;

- наладить связи с местными органами.

3 уровень. Оперативные задачи:

январь - инструктаж управляющих магазинами;

февраль - составление списка спортивных клубов, рассылка писем;

март - телефонная связь, личные контакты;

апрель - организация соревнований.

4 уровень - Закрепление оперативных задач за исполнителями.

Процесс установления целей начинается с того, что руководство организации устанавливает цели по основным показателям ее работы. На нижних уровнях иерархии цели устанавливаются независимо, но с учетом того, что уже было предложено сверху. Затем цели нижних уровней передаются наверх, где выявляются различия между целями организации и целями ее частей. Анализ их несовместимости возвращается вниз и подразделения ищут пути устранения различий. Затем уточненные данные поступают наверх и на их основе формулируются окончательные цели организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: