Тема: Проблема билингвизма: психологические аспекты.
Цель: изучить теоретический материал по теме, развить навык письменной речи, составить представление о понятии «билингвизм» и его психологических аспектах.
1. Билингвизм в психолингвистике и социолингвистике. Влияние билингвизма на восприятие и развитие человека.
2. Раннее двуязычие. Достоинства и недостатки.
3. Понимание иноязычного текста.
4. Программы изучения разговорной речи.
5. Общность «апперцепционной базы».
II. Аудиторные задания:
1. обсуждение теоретических вопросов;
2. написание эссе на тему «Раннее обучение иностранному языку. За и против».
III. Домашние задания:
1. изучение теоретического материала следующего практического занятия [1], [2], [3];
2. подготовиться к обсуждению теоретических вопросов Практического занятия №5.
Модуль 4. Нарушения речи.
Практическое занятие №5
Тема: Классификация речевых нарушений и их характеристика.
Цель: изучить теоретический материал по теме, развить навык анализа теоретического материала, изучить аспекты нарушения речи.
|
|
I. Вопросы теории:
1. Нарушения устной и письменной речи.
2. Нарушения звукопроизношения. Нарушения ритма и темпа речи. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
3. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
4. Причины речевых нарушений. Методы коррекции.
5. Психологическое сопровождение ребенка с речевым нарушением.
II. Аудиторные задания: обсуждение теоретических вопросов.
III. Домашние задания: составление кроссворда из 20 вопросов на базе изученного материала.
Лабораторная работа №1
Тема: Связь языка и психических процессов.
Цель: изучение теоретического материала, развитие навыка систематизации и анализа материала, развитие навыка работы с первоисточниками.
I. Материалы для изучения и ознакомления:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь– М. 1934.
2. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: Изд-во «АСТ», 2007
3. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979.
1. Задание 1. Составить на выбор:
· конспект Главы 7 «Мысль и слово» источника [1; 260];
· конспект Лекции 1 «Проблема языка и сознания» источника [3; 11].
Задание 2. Изучение контрольных вопросов лабораторной работы № 1.
2. Порядок выполнения лабораторной работы:
· обсуждение контрольных вопросов;
· проверка и доработка конспектов.
II. Содержание отчета по заданию 1.
1. Тема «Конспект статьи…»
2. Конспект.
III. Контрольные вопросы:
1. Роль языка в психической деятельности.
2. Язык и ощущения.
3. Язык и память.
4. Язык и восприятие.
5. Язык и мышление.
6. Язык и сознание.