Повседневная жизнь древних римлян

ПРИЕМ ПИЩИ

Судя по этрусской вазописи, в 7 в. до н.э. во время пира муж и жена, соблюдая древний обычай, возлежали на одном ложе. После 4 в. до н.э., судя по крышкам саркофагов, возлежал на ложе только муж, а женщина сидела у его ног. Чуть позднее, следуя римским обычаям, этрусская женщина стала сидеть за столом на стуле или в кресле. Многочисленные археологические данные говорят, что этрусские женщины (из привилегированных групп) были образованными (так, их часто изображали с развернутыми свитками).

Самый удобный способ привлечь внимание, удивить и вызвать зависть сограждан – пригласить их к себе на обед.

Вплоть до завоевания Азии гастрономия или кухня занимала в целом второстепенное место в жизни римлян. Повара-раба нанимали на время праздника или приема. Магазинов-пекарен с разнообразнейшими и особыми сортами хлебобулочных изделий еще не было, овощи брали со своего огорода, мясо – из своих владений.

В Азии римляне увидели целые представления, которые можно было бы назвать «царские пиршества». И захотели такого же у себя. Кулинария становится искусством, в моду входит гастрономия, которая становится средством привлечь к себе внимание. Главная же задача хозяина стола была – удивить исходными продуктами, в Италии не встречающимися. Престиж блюда определялся тем, откуда привезены продукты. Свинина должна была быть из Галлии, козлятина – с Балкан, улитки – из Африки, осетры – с Родоса, мурены – из Иберии и т.д. Гурманом считался тот, кто с первого куска мог определить, откуда, скажем, привезена устрица или та или иная рыба. В настоящую индустрию превратилось выращивание павлинов (к столу). Чего стоили блюда из копыт верблюда или язычков соловьев!

С другой стороны, выращивание, например, дроздов было выгодно: доход от ежегодной продаже пяти тысяч дроздов превосходил стоимость участка хорошей земли в пятьдесят гектаров. К тому же это было менее рискованно, чем культивировать злаки.

Вместе с модной «восточной» кухней возникла мода на зрелища во время еды. Музыка, пени и танцы становятся непременным условием приема.

Как и греки, римляне питались три раза в день: ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

В ранней Италии жители питались в основном густой кашей из полбы, проса, ячменя или бобовой муки. Это была своего рода наци­ональная еда италиков. Основной едой был пшеничный хлеб. Килограмм с лишним в день считался нормой для взрослого работника. Хлеб приправляли соле­ными маслинами, уксусом, чесноком.

Во все времена ели разнообразные овощи. Считалось, что они помогают избавиться от головных болей и малярии. Излюбленным кушаньем трудового люда была густая похлебка, сваренная из бобов вместе со стручками. Ели кашу с оливковым маслом и салом.

Из мяса чаще всего употреблялось козье и свиное, говядина - после жертвоприношений. Непременным блюдом обеда в зажиточном доме был дикий кабан (выставлявшийся целиком). При Августе стали готовить блюда из аистов, вскоре дошла очередь до соловьев. Еще позднее кулинарными новин­ками стали языки фламинго, гусиные лапки с гарниром из петушиных гребней.

Гурманы любили вырезку свиньи, сдохшей от переедания.

Не всегда человек мог долго быть вегетарианцем. Это были, в том числе, сторонники призывов философов-пифагорейцев не упот­реблять в пищу мясо убитых животных. И когда при Тиберии стали вести борьбу с чужеземными культами, отказ питаться мясом неко­торых животных стал считаться признаком опасных суеверий.

И во все времена не обходились без приправ, кореньев и прянос­тей. Неизменной приправой ко всем кушаньям был острый соус гарум. Мелкую рыбу клали в чан, крепко её засаливали и оставляли на солн­це на два-три часа, тщательно перемешивая. Когда засол превращался в густую массу, в чан опускали большую корзину частого плетения. Набиравшаяся в неё жидкость и был гарум.

Смешенье в одном кушанье разнородных продуктов было харак­тер­ным. Рецепт: сварить одновременно мясо, соленую рыбу, куриную печенку, яйца, мягкий сыр, пряности, затем залить сырыми яйцами и посыпать тмином.

Из фруктов на первом месте стоял инжир.

Вина употребляли как местные, так и привозные. Практиковали разные способы изменения вкуса и крепости вин. Но для женщин ряд законов запрещал пить крепкое вино. По словам Катона Страшего, в ранний период пьющие женщины подвергались таким же наказаниям в суде, как и те, кто изменял своим мужьям. По сведениям древних, чтобы доказать воздержанность и соблюдение закона, женщины це­ловали родственников, убеждая их тем самым, что винный перегар у них отсутствует. Родители и родственники разрешали дочерям и сест­рам пить лишь слабое вино из виноградных выжимок или изюма.

Первый завтрак полагался вскоре после вставания. Он состоял обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазано медом или посы­панного солью, сыра, фруктов, молока. Школьники покупали себе на завтрак оладьи или лепешки, жареные в сале.

После полудня полагался второй завтрак. Он был также скромен: хлеб, инжир, свекла. Мог состоять из вчерашней или холодной закус­ки, её часто ели на ходу, даже без традиционного омовения рук.

В древней Италии, как и сейчас, было много вин.

В старину обедали в атрии, летом в саду и зимой у очага. Появля­ются особые комнаты для трапез. Они назывались по-гречески - трик­ли­ний, так как ложа стояли с трех сторон стола. На обед собиралась вся семья и приглашенные из близких.

В древности римляне ели сидя. Позднее мужчины во время тра­пезы полулежали вокруг стола на ложах, опираясь на подушку левой рукой. В 1 в. появляется полукруглая софа. Женщины про­дол­жали сидеть (иная поза считалась для них неприличной), как сидели и бедняки в тесных табернах. Столы были квадратные, в позднее время - круглые. Классический канон требовал ставить с каждой из сторон три широких ложа, итого одновременно ели девять человек, разде­лен­ных друг от друга подушками. Ложе с правой стороны от прислужи­вав­ших слуг считалось "верхним", почетным, с левой - "нижним", на нем сидел хозяин. Самым почетным местом ("консульским") было крайнее левое среднего ложа. В богатых домах раб-номенклатор ука­зывал каждому его место. В дружеском кругу садились по желанию.

Обеденные ложа были стандартными, порядка 160 на 75 сантиметров. Для посуды делались полки или низкие столики. Их ставили напротив входа, чтобы выставить напоказ ценные вещи. Римляне и ложа, и посудные полки скопировали у греков.

Между ложем и стеной оставляли промежуток, в котором мог поместиться раб гостя: тот ему отдавал на сохранение свои сандалии (перед тем, как возлечь на ложе), пользовался услугами во время еды. В обычае было уносить с обеда кое-какие куски. Хозяин отдавал их для несения домой тому же рабу.

Также весьма распространенной была практика одновременной трапезы гостей, но в разных триклиниях в зависимости от их социаль­ного положения ("важные", "менее важные"), с соответствующей дифференциацией блюд.

Любовь римлян к серебру пришла не сразу. В расцвет Республики в Риме существовал только один столовый набор из серебра, и сенаторы, которые должны были принимать у себя иностранных послов, занимали его один у другого (к вящему изумлению посланцев). В последний век Республики важность серебряных предметов в доме была уже такова, что хозяин, принимая гостя, должен был показать ему всё свое серебро. Это было одним из негласных правил хорошего тона, и гость был вправе требовать, чтобы ему показали богатства хозяина в случае, если этого не было сделано. Но на первый план вышло качество серебряных изделий.

Полагают, что двузубая вилка была изобретена на востоке империи в 4 в. н.э.

Обычаем в Риме стало чтение за обедом. Иногда трапеза сопро­вождалась музыкой, постановкой сцен из комедий, танцами. Обед длился несколько часов.

Куски брали правой рукой. Кушанья гости накладывали себе сами.

Салфетки представляли собой небольшие куски мохнатой льня­ной ткани. Их клали на стол, либо хозяин выдавал гостям, но иные приносили их с собой. Иногда салфетку повязывали вокруг шеи.

Кухонная посуда была в основном глиняной. Популярная была серебряная. Кушанья подавали в глубоких закрытых тарелках и мис­ках.

Если обед был званным, то по его окончанию начиналась вы­пивка - comissatio. Этот обычай пришел из Греции. Поэтому пили по "греческому образцу": избранный среди гостей распорядитель (magister) определял пропорцию смешения вина с водой. Смешивали в большом кратере и разливали по кубкам черпаком на длинной ручке - киафом (45 мл). Кубки были разной вместимости - от унции (один киаф) и до секстария (12 киафов, чуть более полулитра). Часто упоминаются в литературе кубки в четыре киафа.

Вино разбавляли охлажденной или горячей водой или снегом (который стоил дороже вина). Для улучшения вкуса вина римляне добавляли в него концентрированные винные сиропы, а они готовились в свинцовых емкостях.

Кубки для вина были разной формы. Овальная чаша без ручек (фиал), чашка с двумя ручками и на ножке (килик). Чаши были гли­няные, серебряные, но были и золотые, украшенные драгоценными камнями, из горного хрусталя и стеклянные, со временем вытеснившие металлические.

В обычае было пить за здоровье друг друга (propinare), желая: "Bene tibi (te)" ("На добро тебе"). Остальные восклицали: "Vivas!" ("будь здоров!", букв. "живи"). За здоровье отсутствующих пили сто­лько киафов, сколько букв было в их имени.

Бесплатная раздача хлеба.

Со времен Августа долгое время даровой хлеб получало 200 тысяч человек. В жизни Рима это считалось одной из главных забот императора. Занесенные в списки имевшие право на хлеб получали постоян­ный документ - "хлебную тессеру" - деревянную дощечку с обозначе­нием дня получения и номера отделения (ostia) в месте получения - портик на Марсовом поле на 45 отделений. Кроме этого, выдавалась и контрольная марка, отдавав­шаяся раздатчику.

Ежемесячно выдавали 5 модиев зерна (примерно 45 литров). Получающие хлеб были разбиты на отдельные группы. Члены каждой группы с мешками приходили в свой отведенный день к своему отделению.

С 3 века стали раздавать или бесплатно, или по символической стоимости вино.

* * *

В одном из своих писем Плиний заметил: "...В Риме никто и никогда не бывает совсем свободен". Помимо сугубо личных дел, были мероприятия, в которых римлянин не мог не участвовать, либо участвовал из вежливости к кому-либо, в соответствии с модой или традицией, своим социальным положением и т.д.

Скучать не приходилось. После смерти Августа число праздников в году достигало 132. К 4 веку более 175 дней в году занимали гладиаторские бои и театральные представления. В император­скую эпоху в Риме было до 150 тысяч человек, содержавшихся за счет государства, столько же лиц, не имевших права участвовать в политичес­кой жизни и которым было нечего делать с 12 часов дня (в это время у римлян официально кончалась всякая служебная работа).

ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ

Праздники в Риме подразделялись на общегосударственные, официальные, сельские, городские, семейные, отдельных божеств, профессий, плановые и внеплановые.

Выделим некоторое.

Ежегодно первого марта (позднее - первого января) праздновалось начало нового года (традиция с 153 г. до н.э.). В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность ново­избранных консулов.

15 февраля справляли Луперкалии. Первоначально это был праздник пастухов в честь Фавна-Луперка. В этот день приносили очистительные жертвы (собаку и козла) - для того чтобы оживить плодородие земли, стад и людей - у подножия Палатина, в гроте Лу­перкаль. По преданию, в нем жила волчица (lupa), вскормившая Рому­ла и Рема. Затем юноши с козьей шкурой на бедрах (луперки) обегали Палатинский холм, стегая то ли всех попало, то ли только женщин рем­нями, вырезанными из шкуры жертвенного козла. По Плу­тарху, женщины верили, что очистительные удары ремней исце­ляют от бесплодия, способствуют вынашиванию плода и благополучным ро­дам.

15 марта отмечался Анны Перенны. Он связан с обрядом изгнания или уничтожения прожитого времени. На берегу Тибра ставили шала­ши из молодой зелени, в них или под открытым небом люди пили, разв­лекались, пели шуточные и непристойные песни. От каждого тре­бо­валось желать другому долгую жизнь, "стольких желая годов, сколь­ко кто чаш осушил" (Овидий). Считалось, что Анна наполняет год отмеренными отрезками - месяцами, а исследователи предполагают, что она - персонифицированная феминизированная форма от annu perennus - неиссякаемый, вечно длящийся год. Поэтому в большинстве мифов Анна предстает как глубокая старуха.

У Овидия есть рассказ о том, как Анна, претворившись юной кра­савицей, возбудила страсть Марса; в последний момент обнаружил свою ошибку, но выглядел крайне нелепо и смешно. Старуха симво­ли­зировала изжитой год, насмешки ("нескромные шутки") над Марсом - насмешки над тем, кто упрямо держится за старое, вместо того, чтобы полюбить наступающую юность природы и года. В старых городах Италии сохранился обряд сожжения Анны. В конце зимы расклады­ва­ются костры из старья и тряпья, на которых сжигается чучело старухи Перенны, сопровождая это песнями и плясками.

Двадцать первого апреля проходили Палилии - праздник в честь Палеса (Pales), покровительницы стад и пастушества. Это день был также праздник основания Рима, ставший государственным во 2 в. при Адриане.

В Цереалии (12 апреля) древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах.

13 августа - праздник рабов. Это был день рождения выходца из рабов полулегендарного римского царя Сервия Туллия.

Из семейных праздников. 22 января был днем семейной любви и согласия - праздник Каристии отмечали в кругу самых близких родственников. В праздник Либералий (в честь Либера-Вакха) 17 марта юношей, достигших шест­надцати лет, вносили в списки граждан.

Самым популярным был древний ежегодный италийский празд­ник Сатурналий. В эпоху империи продол­жи­тельность Сатурналий достигла семи дней.

Сатурн считался царем в Лации в эпоху "золотого века", когда люди не знали рабства. Поэтому рабы в этот день могли не только подшучивать над хозяином, но сам хозяин обязан был прис­луживать рабам за столом. По традиции, обменивались подарками - симво­лическими восковыми свечами, глиняными фигурками, рельеф­ными изображениями. В этот день, по Лукиану, надлежало не выпол­нять никаких дел вообще, сердиться, принимать счет от управляю­ще­го, заниматься гимнастикой, слагать и произносить речи (кроме шу­точных), распределив подарки по достоинству получателей, все их отослать (людям ученым - в двойном размере), вымыться, вино пить одно и то же из одинаковых чаш, мясо делить на всех поровну, сыг­рать в кости на орехи и т.д.

Игры.

Игры в Риме были (в отличие от Греции) не формой почитания богов и имевшие соревновательный характер, а рассматривались как массовые развлечения. Более того, в один и тот же день устраивались зрелища разных видов, на выбор.

Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов (от этрусского "могила") - воздавали почести им, а также Юпитеру, Юноне и Аполлону как богу, предотвращающему мор. Старейшими считались и ежегодные Римские (позднее Великие) игры (с 4 по 19 сентября). Среди несомых статуй богов, в толпе, часто переодетые сатирами актеры и мимы разыгрывали комические сценки.

Для обеспечения силы и могущества Рима почти каждые сто лет в честь наиболее значимых богов устраивались с 249 г. до н.э. Юбилей­ные (или Секулярные) игры.

Юбилейные игры 17 г. до н.э. проходили следующим образом.

По всему городу ходили глашатаи в старинных одеждах, в шлемах с высоким плюмажем, с круглым щитом и длинным посохом. Они объявляли народу, что приближается небывалый праздник, каждый должен пройти обряд очищения, дабы избавиться от грязи прошлого. В ночь с 31 мая на 1 июня Август и его ближайший сподвижник Агриппа совершили жертвоприношение Паркам – девять козлят и девять молодых коз.

По указанию Августа приглашения на игры получили граждане многих городов империи, а в самом Риме посредством нескольких указов знакомили публику с порядком и содержанием игр. В конце мая течение трех дней гражданам раздавали факелы, серу и горную смолу, чтобы дымом очистить самих себя, свою семью и дома. Празднество началось в ночь с 31 мая на 1 июня и продолжалось трое суток. Ночные церемонии проходили близ алтаря Dis Pater. В первую ночь молились Паркам и Мойрам (Август и Агриппа принесли каждой из них трех овец и трех коз). Вторая ночь была посвящена подземным божествам - покровителям рождения, им преподнесли пироги и печения. В третью ночь чествовалась Мать-Земля, ей в жертву принесли супоросную свинью.

После жертвоприношений на Марсовом поле зрители в течение двух дней лицезрели трагедии, комедии и мимы. Первый день был посвящен Jupiter Optimus Maximus, второй день - Юноне. В течение этих дней сто десять замужних матрон не моложе двадцати пяти лет устроили в честь Юноны и Дианы торжественное уго­щение богов. Женщины молились, прося и умоляя Юнону сделать так, "чтобы власть и могущество римского народа квиритов увеличива­лись", даровать ему "спасение, победу и здоровье". В последний день торжество перенесли на Палатин в храм Аполлона. Двадцать семь юношей и столько же девушек из знатных семей пели гимн - Carmen saeculare, специально сочиненный Горацием. Завершением праздника было принесение в жертву священных пирогов. После перерыва в один день состоялись игры, устроенные за счет магистратов, продол­жавши­еся семь дней на деревянной сцене Марсова поля, в театрах Помпея и Марцелла. В заключение были устроены бега колесниц и травля зве­рей.

Последние Секулярные игры были устроены в 1000-летие города, в 247 году.

Почти две недели длились Плебейские игры в честь Юпитера (216 г. до н.э.) с шествиями, конными состязаниями и театральными пред­ставлениями устраивались плебейскими эдила­ми. Видное место зани­мали театральные представления во время недельных

С конца 3 в. до н.э. стали устраиваться игры по обету - в благо­дар­ность богам. Полководцы давали (за собственный счет и по сенат­скому решению) игры после побед (например, в Испании, Сирии). Спус­тя век игры по случаю побед и триумфов приобрели официаль­ный характер.

Поводом к устройству зрелищ были и торжественные погребения видных граждан.

Наконец, проводились и часто спортивные состязания. Первое соревнование атлетов состоялось в Риме в 186 г. до н.э. Сохранились сведения о соревнования по бегу.

НА ФОРУМЕ

На Форуме узнавали самые последние новости, кого-нибудь встречали, что-нибудь приобретали.

Последнее не составляло труда. Каждая часть форума были облюбована людьми определенной категории или профессии. Вокруг ростр толпились subrostrani - праздношатающиеся, у места Canalis - пьяницы (отсюда выводят слово каналья), завсегдатаи форума проводили время у солнечных часов. На улицах от Форума и к Форуму занимали продавцы фруктов, ювелиры и мастера по изготовлению музыкальных инструментов, парфюмеры, переписчики и книгопродавцы, цирюльники, сапожники, продавцы кнутов, а воры - в квартале Suburra. Особое место было предназначено для ростовщиков и менял.

В многочисленных табернах можно было сыграть в какую-нибудь игру.

Одна из простейших игр называлась "мелькание пальцев": двое играющих быстро показывали остальным по нескольку пальцев - те должны были быстро сказать, сколько всего пальцев было показано. В игре "голова - корабль" угадывали, какой стороной упадет подбро­шенная вверх монета.

В кости любили играть все - от императоров до рабов. Клавдий даже написал руководство по этой игре. В принципе игра в кости была запрещена, за исключением дней Сатурналий. Кость могла представлять собой либо кубик, либо шестигранник с углублениями на гранях. Самый неудачный бросок назывался "собакой", самый лучший - "Венерой".

Не проходили римляне мимо (ибо это любили) посещения мест, где выставлялись на всеобщее обозрение экзотические растения, дикие звери или их скелеты, люди или их набальзамированные трупы. На Форуме близ Септы Юлия загорал носорог, в комициях - двадцатимет­ро­вая змея. В пруду, в который превратили при Августе арену Флами­ниева цирка, плавали 36 крокодилов. В театре можно было увидеть тигра, скелет кита. Охотно шли смотреть живых или на мумии вели­канов и карликов, увечных. Был даже специальный рынок, где можно было купить людей, например, от рождения не имевших рук или ног, глаза, или "сиамских близнецов".

В ТЕРМАХ

В раннюю эпоху римляне каждое утро мыли руки и ноги, тело - раз в неделю в комнате, помещавшейся по соседству с кухней. В начале 1 в. один из римлян построил баню над подвалом, наполненным горячим воздухом. При Августе Меценат первый построил себе бассейн с теплой водой.

Если городская баня была платной, то город обычно сдавал ее в аренду. Посещение бани в Риме для детей было бесплатно. По мере роста городского водоснабжения купальни становились предметом особых забот и осо­бого тщеславия. Например, Агриппа предоставил всему населению Рима даровое посещение бань в течение года, уплатив из собственных средств предполагавшийся доход от них.

Купание в Риме было ритуалом, оно занимало определенное место в распорядке дня между завершением дел и обедом с друзьями, длилось около часа и совершалось термах.

Постепенно бани становились массовой страстью. Тому было несколько причин. На жаре, в пыли и грязи тесных улиц и копоти и чаде квартир, в шерстяной одежде грубой выдели, которая "кусалась", человек не мог не испытывать желание вымыться. Без бани, по мнению тогдашних медиков, при лечении некоторых болезней не обойтись. В-третьих, бани были местом отдыха, чтения, встреч и игр, особенно в мяч. К гимнастике у римлян оставалось определенное пренебрежение.

После игры, очистив с себя скребком пыль и масло, мужчины шли мыться. В бане же принимали массаж, ели и пили.

Вещи оставляли за небольшую плату у раба-сторожа (капсария, от capsa - "большая коробка"). "Банные воры" составляли в воровском мире особую категорию. Обычно их присуждали на некоторое время к выполнению общественных работ, но иногда отправляли и в рудники.

По всей Италии распространились греческие бани. Сначала по­тели перед огнем и затем обливались теплой водой. Попарившись, либо обливали себя горячей и холодной водой, либо погружались в бассейн, или сразу переходили к ледяной воде.

ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ

В 293 г. до н.э., во время очередной эпидемии в Риме, было вычи­тано в "Сивиллиных книгах" о необходимости привезти из города Эпидавра змею, посвященную богу Асклепию (Эскулапу). По преда­нию, уже на Тибре змея выскользнула с корабля и переплыла на один из островов. Поэтому на нем и воздвигли святилище, служившее одно­временно и больницей. Лечение при этом храме вошло в обычай в Ри­ме на несколько веков.

Известен был Эскулапов остров и другим. Клавдий распорядился, чтобы больные и истощенные рабы, вывезенные и оставленные хозя­евами на острове, в случае выздоровления навсегда получали свободу.

В конце 3 в. до н.э. Риме появляются целые группы греческих вра­чей. По преимуществу они были рабами, но впоследствии становились вольноотпущенниками. Если они были свободнорожденными на род­ине, Цезарь предоставил им права гражданства. Врачу Антонию Музе, вылечившему Августа от тяжелой болезни, сенаторы на собст­венные средства поставили памятник, а император освободил врачей от налогов. Придворный врач 2 в. Гален оставил более сотни меди­цинских трактатов.

Врачи были одновременно и аптекарями. И среди них была своя специализация как по видам болезней, так и в зависимости от профес­сии клиентов: лекари гладиаторов, пожарных и т.д. Но педиаторов как таковых не было. Особенно тщательно была организована меди­цин­ская служба в армии, При Марке Аврелии она установила для себя особую эмблему - кубок и змею Асклепия.

Население Рима относилась к врачам неоднозначно. Неприятие вызывалось прежде всего самим принципом работы за плату (как актер или ремесленник). Во-вторых, они имели право пользоваться ядами. И вовлеченные порой в дворцовые интриги, они давали обиль­ную пищу для сплетен и поводы для скандалов. По версии Та­цита, именно придворный врач спровоцировал смерть Клавдия. В-третьих, склонность некоторых врачей назначать исключительно дорогостоящие микстуры, разоблачения псевдоцелителей, посягающих на высокие гонорары, еще более убавляли авторитет врачебной про­фессии. И врачи все чаще становятся героями анекдотов, которые об­легчают людям путь на тот свет.

В АМФИТЕАТРЕ И ЦИРКЕ

О гладиаторских боях сообщалось заранее. Специально нанятые писцы обычно красной краской писали "афиши" на стенах домов и общественных зданий, городских стенах и даже надгробиях. Одновре­менно на улице можно было купить размноженные списки с описани­ями наиболее привлекательных пар бойцов и их вооружения. Флажки с именами гладиаторов, которые носили по городу, выполняли функ­ции "программок". Наконец, о предстоящих играх в людных местах громогласно оповещали глашатаи.

Истоки игр. Согласно преданию, именно этруски принесли в Южную Италию гладиаторские игры. Тела погибших выволакивал с арены человек в маске змееволосого этрусского демона смерти. Этруски долгое время верили в то, что для предотвращения нависшей над городами опасности кровь соплеменника более эффективна, чем принесение в жертву чужака, особенно если эта кровь предлагалась добровольно. Но простое ритуальное убийство они заменили поединком на смерть у могил и на арене. Этруски были убеждены, что умерший бу­дет ему рад. Это была честь, которую воздавали знатному покойнику.

Римляне заимствовали эти "погребальные игры" (другое их наз­вание munus - долг, обязанность). Как часть поминок, в память об умершем, их впервые устроили в 265(4) г. на Бычьем рынке сыновья некоего Брута Пере. Билось всего три пары гладиаторов. От этрусков римляне переняли также травли зверей.

В 105 г. консулы впервые официально устроили игры для народа как магистраты, то есть независимо от заупокойного культа. Игры были введены в число публичных зрелищ, устройство которых вме­нялось магистратам, которые издавали об играх законоположения. Частные лица также имели право их устраивать в качестве тризны. Организация игр могла оговариваться в завещании частного лица. В Риме с началом империи организация игр частными лицами была запрещена.

Распространению гладиаторства способствовало стремление магистратов, политиков, авантюристов использовать свои отряды вооруженных людей для решения своих частных задач. Именно гладиа­тор задушил императора Коммода.

Дать отменные гладиаторские игры - значит привлечь на свою сторону голоса при выборах. Поэтому по предложению Цицерона (63 г.) кандидату, претендующему на магистратуру, запрещалось давать бои в течение двух лет до избрания (кроме случаев, если к тому его понуждало завещание). Количество выставляемых пар регламентировалось. Август распорядился: не более 60 пар. Более того, отменил государственные доплаты организаторам игр - их устройство стало под силу только весьма состоятельным людям.

В целом, устроить игры мог любой римский гражданин. Для этого требовалось специальное разрешение сената, за исключением, по­нят­но, императоров. После победы над даками Траян в 107 г. устроил игры, которые длились четыре месяца и на которых бились десять тысяч гладиаторов и затравлено одиннадцать тысяч зверей. Обяза­тельность ритуала принесения искупительных жертв послужило причиной организации игр в годовщины дней смертей и рождений (так, Цезарь дал их в память отца и впервые в честь женщины - своей дочери Юлии (45 г.), победы, при сооружении и освящении новых храмов, статуй и т.д. Поводами для устройства игр были также те или иные события при дворе императора, в благодарность магистрата за избрание.

Устройство игр и продажа гладиаторов были весьма доходным делом. Отряды гладиаторов передавались их хозяином за деньги во временное пользование какому-нибудь устроителю игр. Гладиаторс­кие школы были хорошим источником для казны.

Около Колизея находилась Большая школа гладиаторов (Indus Magnus). Поблизости от нее - spoliarium, куда приносили убитых с арены, и samiarium, где изготовляли и чинили оружие и доспехи.

Все оружие находилось в особом арсенале и выдавалось только в дни игр. Во главе школы стоял прокуратор, иные из сословия всадни­ков, имевший при себе помощников.

Но мало кто из устроителей игр не мог обойтись без посредника. Людей, которые занимались покупкой, содержанием, обучением и сдачей в пользование и продажей гладиаторов, называли ланистами.

Состав гладиаторов был пестрый. Прежде всего, это военно­пленные. С эпохи империи к гладиаторскому званию (ad gladium) можно было присудить (за убийство, разбой, поджог или осквернение храма, государственную измену или военный мятеж). Осужденный либо дрался, либо, не имея никакого оружия, убивался на арене. Если после двух лет обучения и трех лет гладиаторской службы этот чело­век оставался жив, он получал в знак освобождения от выступлений деревянный меч. Через пять лет мог получить pileus - колпак как сим­вол полного освобождения.

Посылали на арену рабов (за вину и без вины, с Адриана - с согласия раба, не совершившего проступок). Труппы гладиаторов имели состоятельные семьи, даже женщины и легионеры.

Можно было стать гладиатором и свободнорожденному или воль­ноотпущеннику. Если человек делал выбор добровольно, он должен был объявить народному трибуну свое имя, возраст и установленную ланистом сумму за выступление. Если трибун не возражал, новобра­нец заключал договор с указанием его сроков и произносил клятву, которой формально отрекался от прав свободного человека. Но мог выкупить себя у ланиста досрочно, даже до начала выступлений.

Существовали официальные запреты для сенаторов и всадников выступать гладиаторами, но они не исполнялись. В 200 г. н.э. законо­дательно запретили выступать на арене женщинам.

Гладиатор числился в разряде infames - "опозоренных". Он не мог стать всадником, быть декурионом в муниципии, выступать в суде за­щитником или давать показания по уголовному делу. Как само­убийце, ему отказано было в почетном погребении. Но известны случаи, когда павшим гладиаторам ставили памятники их соратники или управляю­щие школами.

Обычно гладиаторские бои начинались во второй половине дня. Утром за государственный счет устраивались травли зверей. Боец или атаковал зверей поодиночке, или же показывалась охота на целую стаю. Они чередовались показом дрессированных животных, борьбой людей со зверьми. Участники борьбы были военнопленные, осужденные или вольнонаемные.

Игры начинались шествием гладиаторов по арене. Они шли строем, в пурпурных, расшитых золотом солдатских накидках, часто в шлемах (либо с посеребренным, как у бойцов Цезаря, оружием). За ними следовали рабы, которые несли боевое снаряжение. Перед импе­раторской ложей, с поднятой правой рукой, гладиаторы произносили: "Ave, Ceasar, imperator, morituri te salutant!".

Затем часто гладиаторами разыгрывался деревянным оружием мнимый поеди­нок с целью показать свою ловкость и умение фехто­вать.

Выносили настоящее оружие, устроитель или его доверенное лицо его проверяли: зазубренные или тупые мечи отбирали и заменяли новыми. После раздачи осуществлялась жеребьевка пар (за исключе­нием тех, которые были заранее объявлены).

После звука трубы или рога, под бой барабана, звуки рожков, трели флейт, иной раз под звуки водяного органа и пения, появлялись пары бойцов. Только при Траяне зрителям было разрешено свободно изъявлять свои чувства и аплодировать любому гладиатору, не боясь при этом поплатиться здоровьем или жизнью.

Чаще всего гладиаторы бились попарно. Сражались также пеши­ми и конными группами. Специальные рабы стегали бичами или при­жигали раскаленным железом не желавших убивать или умирать. Но бои не всегда заканчивались смертельным ударом. В большинстве случаев побежденный оказывался лишь без чувств или обессиленный от ран опускался на колени.

Если гладиатор был ранен и не желал больше сражаться, он отбрасывал оружие и щит в сторону, ложился на спину и просил о пощаде: поднимал кверху палец большой или указательный палец левой руки или всю руку. Зрители кричали или "missum!", махали плат­ками и поднимали кверху пальцы или "iugula!" с опусканием боль­шого пальца книзу. Если поединок затягивался и силы глади­ато­ров были равны, толпа их отпускала с арены ("избавлены от смерти"). По требованию зрителей раб-гладиатор мог получить и свободу.

Победителю вручали официальную награду - пальмовую ветвь, а также значительные денежные подарки. Финансировал раздачу при­зов устроитель. Бывало, осыпали золотыми монетами (и зрители гром­ко считали, сколько монет упало). Нерон подарил одному из гладиа­то­ров дворец. Марк Аврелий ограничил тарифы вознаг­раждений: пре­мия для свободного не должна была превышать четверти его покуп­ной цены, для раба - одной пятой.

Специальные лица в масках, изображавших бога подземного царства Меркурия, раскаленным железом проверяли, живы еще или мертвы лежащие на арене. Подававших признаки жизни добивали. Всех уносили (иной раз утаскивали крюками) в украшенную венками мертвецкую. Сквозь "Ворота смерти" их провожали другие лица, в масках, одеянии и атрибутом (молотком) этрусского божества - спут­ника мертвых.

Во время пауз рабы и слуги перекапывали и разравнивали песок.

...Последние императорские школы были закрыты при Гонории в 399 г. Через несколько лет были запрещены и игры. Травли же зверей оказались под запретом только в 681 году.

В цирке.

Бега в цирке устраивались часто. Они, во-первых, были составной частью пяти "годовых" римских праздников - игр: Плебейских, Римс­ких, в честь Цереры, Аполлона, Матери богов, а также в честь Марса (12 мая), дня рождения Августа и дня возвращения его с Востока. Во-вторых, они устраивались по поводу какого-нибудь счастливого собы­тия. В эпоху империи их устраивали консулы, вступая в должность.

Истоки "цирковых игр" лежат в веселом сельском празднике в честь бога Конса, охранителя сжатого и убранного хлеба. Под его особым покровительством находились лошади и мулы - их бега были составной частью празднования.

Неслучайно поэтому играм предшествовала торжественная про­цессия. Она спускалась с Капитолия на форум, пересекала Коровий рынок и через ворота Помпы вступала в цирк и обходила его кругом.

По мере приближения бегов заключались пари, многие занимали места перед входом в цирк с ночи.

Разделения на мужские и женские места не было. При Клавдии были устроены специальные места для сенаторов, при Нероне - для всадников. простые граждане размещались по трибам. Император имел особую ложу, за исключением случаев, когда игры устраивались за его собственный счет. Император-председатель на играх помещался обыкновенно над выездными воротами для колесниц.

Магистрат, ведавший устройством игр, из своей ложи над воротами Помпы, бросал вниз белый платок. Игры начинались.

В цирке преобладал бег колесниц. Но происходили также бега лошадей с вольжировкой, кулачные бои, соревнования скороходов и борцов, показательные бои и военные парады, нередко верхом выез­жало все сословие римских всадников. (Бои гладиаторов и травля зверей - в виде исключения).

Как правило, возницы должны были объехать арену семь раз. Победителем считался тот, кто первым достиг белой черты, проведенной мелом напротив ложи магистрата. Обычно заездов было 10-20. Бега продолжались до вечера с четырьмя пе­рерывами. Длина заезда равнялась примерно четыре километра.

Если на арене что-либо происходило не по правилам, зрители вставали с мест и размахивали тогами. Это служило знаком, что состязания должны быть прекращены. Затем их начинали еще раз.

Чаще всего колесницы были запряжены четверней (две средние лошади - коренники - шли под ярмом), реже тройки. Особого искусства требовало управление упряжкой от шести до десяти лошадей. Большой честью было победить, когда возница выступал на уставших лошадях, принимавших участие в процессии, или на лошадях, которые выезжали в цирке в первый раз, а самым виртуозным - выступление на лошадях другой "партии".

Лошадей приобретали на конных. Марциал подметил, что светски человек считал обязанностью знать родословную цирковых скакунов. Нерон устано­вил пенсии для скаковых лошадей, "уходивших" на покой.

Возничий одной рукой правил, в другой держал бич. Опасность подстерегала возничего на всем протяжении бегов. Поэтому и костюм возничего был: круглая кожаная шапка с клапанами, плотно обмотан­ная ремнями до подмышек туника, короткий острый нож (в случае падения он перерезал им вожжи, которые обычно закидывал себе за спину), ременные обмотки до колен, иногда гетры, закрывавшие бедра почти целиком.

Обеспечением конных состязаний занимались беговые общества. Чтобы победителя заездов было видно сразу, "партии" стали одевать своих возниц в разные цвета. При империи к туникам белого и красного цвета добавились туники голубого и зеле­ного. Возница мог переходить из одной партии в другую.

Профессия возницы в целом была наследственной. Победителям вручались пальмовые ветви, венки, деньги. Быть возницей было делом довольно прибыль­ным. Рим был уставлен статуями возниц, кото­рые стояли рядом со статуями богов. Но и погибали они обычно моло­дыми, покинуть цирк после сорока лет было редкостью.

После римских и плебейских игр обязательно устраивалось тор­жественное угощение, а зрителей осыпали подарками. Агриппа в заключении данных им игр велел разбросать с верхнего яруса по цирку особые жетоны (тессеры), по которым можно было получить одежду, еду и определенную сумму денег. Выигрышами служили одежда, серебряная посуда, драгоценные камни, картины, вьючные животные, ручные звери, рабы, и даже суда, доходные дома и поместья.

Рядом с колесницей шел мальчик с вожжами (если они падали на землю, это считалось дурным предзнаменованием - следовало начать шествие сызнова от самого Капитолия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: