Праздники и игры

Праздники в Риме подразделялись на общегосударственные, официальные, сельские, городские, семейные, отдельных божеств, профессий, плановые и внеплановые.

Выделим некоторое. Даты приводятся в переводе на современный календарь.

Ежегодно первого марта (позднее - первого января) праздновалось начало нового года (традиция с 153 г. до н.э.). В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность ново­избранных консулов.

15 февраля справляли Луперкалии. Первоначально это был праздник пастухов в честь Фавна-Луперка. В этот день приносили очистительные жертвы (собаку и козла) - для того чтобы оживить плодородие земли, стад и людей - у подножия Палатина, в гроте Лу­перкаль. По преданию, в нем жила волчица (lupa), вскормившая Рому­ла и Рема. Затем юноши с козьей шкурой на бедрах (луперки) обегали Палатинский холм, стегая то ли всех попало, то ли только женщин рем­нями, вырезанными из шкуры жертвенного козла. По Плу­тарху, женщины верили, что очистительные удары ремней исце­ляют от бесплодия, способствуют вынашиванию плода и благополучным ро­дам.

15 марта отмечался Анны Перенны. Он связан с обрядом изгнания или уничтожения прожитого времени. На берегу Тибра ставили шала­ши из молодой зелени, в них или под открытым небом люди пили, разв­лекались, пели шуточные и непристойные песни. От каждого тре­бо­валось желать другому долгую жизнь, "стольких желая годов, сколь­ко кто чаш осушил" (Овидий). Считалось, что Анна наполняет год отмеренными отрезками - месяцами, а исследователи предполагают, что она - персонифицированная феминизированная форма от annu perennus - неиссякаемый, вечно длящийся год. Поэтому в большинстве мифов Анна предстает как глубокая старуха.

У Овидия есть рассказ о том, как Анна, претворившись юной кра­савицей, возбудила страсть Марса; в последний момент обнаружил свою ошибку, но выглядел крайне нелепо и смешно. Старуха симво­ли­зировала изжитой год, насмешки ("нескромные шутки") над Марсом - насмешки над тем, кто упрямо держится за старое, вместо того, чтобы полюбить наступающую юность природы и года. В старых городах Италии сохранился обряд сожжения Анны. В конце зимы расклады­ва­ются костры из старья и тряпья, на которых сжигается чучело старухи Перенны, сопровождая это песнями и плясками.

В Цереалии (12 апреля) древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах.

13 августа - праздник рабов. Это был день рождения выходца из рабов полулегендарного римского царя Сервия Туллия.

22 января был днем семейной любви и согласия - праздник Каристии отмечали в кругу самых близких родственников. В праздник Либералий (в честь Либера-Вакха) 17 марта юношей, достигших шест­надцати лет, вносили в списки граждан.

Самым популярным был древний ежегодный италийский празд­ник Сатурналий. В эпоху империи продол­жи­тельность Сатурналий достигла семи дней.

Сатурн считался царем в Лации в эпоху "золотого века", когда люди не знали рабства. Поэтому рабы в этот день могли не только подшучивать над хозяином, но сам хозяин обязан был прис­луживать рабам за столом. По традиции, обменивались подарками - симво­лическими восковыми свечами, глиняными фигурками, рельеф­ными изображениями. В этот день, по Лукиану, надлежало не выпол­нять никаких дел вообще, сердиться, принимать счет от управляю­ще­го, заниматься гимнастикой, слагать и произносить речи (кроме шу­точных), распределив подарки по достоинству получателей, все их отослать (людям ученым - в двойном размере), вымыться, вино пить одно и то же из одинаковых чаш, мясо делить на всех поровну, сыг­рать в кости на орехи и т.д.

Игры.

Игры в Риме были (в отличие от Греции) не формой почитания богов и имевшие соревновательный характер, а рассматривались как массовые развлечения. Более того, в один и тот же день устраивались зрелища разных видов, на выбор.

Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов (от этрусского "могила") - воздавали почести им, а также Юпитеру, Юноне и Аполлону как богу, предотвращающему мор. Старейшими считались и ежегодные Римские (позднее Великие) игры (с 4 по 19 сентября). Среди несомых статуй богов, в толпе, часто переодетые сатирами актеры и мимы разыгрывали комические сценки.

Для обеспечения силы и могущества Рима почти каждые сто лет в честь наиболее значимых богов устраивались с 249 г. до н.э. Юбилей­ные (или Секулярные) игры.

Юбилейные игры 17 г. до н.э. проходили следующим образом.

По всему городу ходили глашатаи в старинных одеждах, в шлемах с высоким плюмажем, с круглым щитом и длинным посохом. Они объявляли народу, что приближается небывалый праздник, каждый должен пройти обряд очищения, дабы избавиться от грязи прошлого. В ночь с 31 мая на 1 июня Август и его ближайший сподвижник Агриппа совершили жертвоприношение Паркам – девять козлят и девять молодых коз.

По указанию Августа приглашения на игры получили граждане многих городов империи, а в самом Риме посредством нескольких указов знакомили публику с порядком и содержанием игр. В конце мая течение трех дней гражданам раздавали факелы, серу и горную смолу, чтобы дымом очистить самих себя, свою семью и дома. Празднество началось в ночь с 31 мая на 1 июня и продолжалось трое суток. Ночные церемонии проходили близ алтаря Dis Pater. В первую ночь молились Паркам и Мойрам (Август и Агриппа принесли каждой из них трех овец и трех коз). Вторая ночь была посвящена подземным божествам - покровителям рождения, им преподнесли пироги и печения. В третью ночь чествовалась Мать-Земля, ей в жертву принесли супоросную свинью.

После жертвоприношений на Марсовом поле зрители в течение двух дней лицезрели трагедии, комедии и мимы. Первый день был посвящен Jupiter Optimus Maximus, второй день - Юноне. В течение этих дней сто десять замужних матрон не моложе двадцати пяти лет устроили в честь Юноны и Дианы торжественное уго­щение богов. Женщины молились, прося и умоляя Юнону сделать так, "чтобы власть и могущество римского народа квиритов увеличива­лись", даровать ему "спасение, победу и здоровье". В последний день торжество перенесли на Палатин в храм Аполлона. Двадцать семь юношей и столько же девушек из знатных семей пели гимн - Carmen saeculare, специально сочиненный Горацием. Завершением праздника было принесение в жертву священных пирогов. После перерыва в один день состоялись игры, устроенные за счет магистратов, продол­жавши­еся семь дней на деревянной сцене Марсова поля, в театрах Помпея и Марцелла. В заключение были устроены бега колесниц и травля зве­рей.

Почти две недели длились Плебейские игры в честь Юпитера (216 г. до н.э.) с шествиями, конными состязаниями и театральными пред­ставлениями устраивались плебейскими эдила­ми.

С конца 3 в. до н.э. стали устраиваться игры по обету - в благо­дар­ность богам. Полководцы давали (за собственный счет и по сенат­скому решению) игры после побед. Спус­тя век игры по случаю побед и триумфов приобрели официаль­ный характер.

Поводом к устройству зрелищ были и торжественные погребения видных граждан.

Наконец, проводились спортивные состязания. Первое соревнование кулачных бойцов (их обычно называли атлетами) состоялось в Риме в 186 г. до н.э. Сохранились сведения о соревнования по бегу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: