Праздники в Риме подразделялись на общегосударственные, официальные, сельские, городские, семейные, отдельных божеств, профессий, плановые и внеплановые.
Выделим некоторое. Даты приводятся в переводе на современный календарь.
Ежегодно первого марта (позднее - первого января) праздновалось начало нового года (традиция с 153 г. до н.э.). В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов.
15 февраля справляли Луперкалии. Первоначально это был праздник пастухов в честь Фавна-Луперка. В этот день приносили очистительные жертвы (собаку и козла) - для того чтобы оживить плодородие земли, стад и людей - у подножия Палатина, в гроте Луперкаль. По преданию, в нем жила волчица (lupa), вскормившая Ромула и Рема. Затем юноши с козьей шкурой на бедрах (луперки) обегали Палатинский холм, стегая то ли всех попало, то ли только женщин ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла. По Плутарху, женщины верили, что очистительные удары ремней исцеляют от бесплодия, способствуют вынашиванию плода и благополучным родам.
|
|
15 марта отмечался Анны Перенны. Он связан с обрядом изгнания или уничтожения прожитого времени. На берегу Тибра ставили шалаши из молодой зелени, в них или под открытым небом люди пили, развлекались, пели шуточные и непристойные песни. От каждого требовалось желать другому долгую жизнь, "стольких желая годов, сколько кто чаш осушил" (Овидий). Считалось, что Анна наполняет год отмеренными отрезками - месяцами, а исследователи предполагают, что она - персонифицированная феминизированная форма от annu perennus - неиссякаемый, вечно длящийся год. Поэтому в большинстве мифов Анна предстает как глубокая старуха.
У Овидия есть рассказ о том, как Анна, претворившись юной красавицей, возбудила страсть Марса; в последний момент обнаружил свою ошибку, но выглядел крайне нелепо и смешно. Старуха символизировала изжитой год, насмешки ("нескромные шутки") над Марсом - насмешки над тем, кто упрямо держится за старое, вместо того, чтобы полюбить наступающую юность природы и года. В старых городах Италии сохранился обряд сожжения Анны. В конце зимы раскладываются костры из старья и тряпья, на которых сжигается чучело старухи Перенны, сопровождая это песнями и плясками.
В Цереалии (12 апреля) древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах.
13 августа - праздник рабов. Это был день рождения выходца из рабов полулегендарного римского царя Сервия Туллия.
22 января был днем семейной любви и согласия - праздник Каристии отмечали в кругу самых близких родственников. В праздник Либералий (в честь Либера-Вакха) 17 марта юношей, достигших шестнадцати лет, вносили в списки граждан.
|
|
Самым популярным был древний ежегодный италийский праздник Сатурналий. В эпоху империи продолжительность Сатурналий достигла семи дней.
Сатурн считался царем в Лации в эпоху "золотого века", когда люди не знали рабства. Поэтому рабы в этот день могли не только подшучивать над хозяином, но сам хозяин обязан был прислуживать рабам за столом. По традиции, обменивались подарками - символическими восковыми свечами, глиняными фигурками, рельефными изображениями. В этот день, по Лукиану, надлежало не выполнять никаких дел вообще, сердиться, принимать счет от управляющего, заниматься гимнастикой, слагать и произносить речи (кроме шуточных), распределив подарки по достоинству получателей, все их отослать (людям ученым - в двойном размере), вымыться, вино пить одно и то же из одинаковых чаш, мясо делить на всех поровну, сыграть в кости на орехи и т.д.
Игры.
Игры в Риме были (в отличие от Греции) не формой почитания богов и имевшие соревновательный характер, а рассматривались как массовые развлечения. Более того, в один и тот же день устраивались зрелища разных видов, на выбор.
Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов (от этрусского "могила") - воздавали почести им, а также Юпитеру, Юноне и Аполлону как богу, предотвращающему мор. Старейшими считались и ежегодные Римские (позднее Великие) игры (с 4 по 19 сентября). Среди несомых статуй богов, в толпе, часто переодетые сатирами актеры и мимы разыгрывали комические сценки.
Для обеспечения силы и могущества Рима почти каждые сто лет в честь наиболее значимых богов устраивались с 249 г. до н.э. Юбилейные (или Секулярные) игры.
Юбилейные игры 17 г. до н.э. проходили следующим образом.
По всему городу ходили глашатаи в старинных одеждах, в шлемах с высоким плюмажем, с круглым щитом и длинным посохом. Они объявляли народу, что приближается небывалый праздник, каждый должен пройти обряд очищения, дабы избавиться от грязи прошлого. В ночь с 31 мая на 1 июня Август и его ближайший сподвижник Агриппа совершили жертвоприношение Паркам – девять козлят и девять молодых коз.
По указанию Августа приглашения на игры получили граждане многих городов империи, а в самом Риме посредством нескольких указов знакомили публику с порядком и содержанием игр. В конце мая течение трех дней гражданам раздавали факелы, серу и горную смолу, чтобы дымом очистить самих себя, свою семью и дома. Празднество началось в ночь с 31 мая на 1 июня и продолжалось трое суток. Ночные церемонии проходили близ алтаря Dis Pater. В первую ночь молились Паркам и Мойрам (Август и Агриппа принесли каждой из них трех овец и трех коз). Вторая ночь была посвящена подземным божествам - покровителям рождения, им преподнесли пироги и печения. В третью ночь чествовалась Мать-Земля, ей в жертву принесли супоросную свинью.
После жертвоприношений на Марсовом поле зрители в течение двух дней лицезрели трагедии, комедии и мимы. Первый день был посвящен Jupiter Optimus Maximus, второй день - Юноне. В течение этих дней сто десять замужних матрон не моложе двадцати пяти лет устроили в честь Юноны и Дианы торжественное угощение богов. Женщины молились, прося и умоляя Юнону сделать так, "чтобы власть и могущество римского народа квиритов увеличивались", даровать ему "спасение, победу и здоровье". В последний день торжество перенесли на Палатин в храм Аполлона. Двадцать семь юношей и столько же девушек из знатных семей пели гимн - Carmen saeculare, специально сочиненный Горацием. Завершением праздника было принесение в жертву священных пирогов. После перерыва в один день состоялись игры, устроенные за счет магистратов, продолжавшиеся семь дней на деревянной сцене Марсова поля, в театрах Помпея и Марцелла. В заключение были устроены бега колесниц и травля зверей.
|
|
Почти две недели длились Плебейские игры в честь Юпитера (216 г. до н.э.) с шествиями, конными состязаниями и театральными представлениями устраивались плебейскими эдилами.
С конца 3 в. до н.э. стали устраиваться игры по обету - в благодарность богам. Полководцы давали (за собственный счет и по сенатскому решению) игры после побед. Спустя век игры по случаю побед и триумфов приобрели официальный характер.
Поводом к устройству зрелищ были и торжественные погребения видных граждан.
Наконец, проводились спортивные состязания. Первое соревнование кулачных бойцов (их обычно называли атлетами) состоялось в Риме в 186 г. до н.э. Сохранились сведения о соревнования по бегу.