Символизм – сущность и принципы

Охватывает всю вторую половину 19 века, находит выражение во всех видах искусства. Основатель Бодлер и его теория соответствия: звуки, цвет, запах и т.д. – это все отражения одной сущности. Он же считал, что все перетекает постепенно одно в другое.

Теория символов уходит в далекое прошлое, человечество всегда понимало, что за миром видимым лежит другой, они корреспондируется. То что мы видим в этом мире – это только часть общего, связи разорваны, но человек пытается найти то, что утеряно и не видимо.

Мироздание – сложная структура, человек тоже не одномерное существо, принадлежащее видимому миру. Найти скрытые, самые важные составляющие мира – это цель.

Заострение символизма в эту эпоху связано с эпохой Просвещения, провозгласившей разум единственной основой мироздания. Мир можно полностью познать разумом. 19 век уловил главное противоречие этого – иррациональное начало самого человека, его глубинные, внутренние начала. Поэтому у некоторых эта концепция главенства разума вызвало протест, поэтому начался путь поиска той, другой части мира.

Главное для символиста – почувствовать укорененность своей души в мироздании, почувствовать себя тайной, вернуться к изначальному гармоничному состоянию, ощутить это мироздание. Символизм может быть религиозным (Верлен), или, наоборот, богоотступническим (Рэмбо), или атеистическим. Главное – найти путь слияния с мирозданием и обрести целостность. Если не вернуть, то раскрыть, намекнуть на эту целостность, она может быть страшная, демоническая. Но что-то важное есть за пределами видимого мира.

Предшественники символистов - Гетте, Ницше, Шопенгауэр.

В основе символизма – допущение, что мир – это оболочка, которая окружает истинную реальность, сердцевину мироздания. Поэтому каждая вещь – это символ другого мира. Наш мир – не иллюзия, он не эфемерен, но это как выступы статуй на стене. Та истинная реальность не просвечивает, а отсвечивается в вещах нашего мира. Символизм отрицает рациональное познание вещей. Правильно иррациональное познание, чувственное. Мир – это тайна, неразрешимая средствами разума, только через изображение этого чувства в искусстве она может быть донесена.

В России был символизм намного позже, у него другие причины, завязанные на мистической избранности русского народа и православия, как религии.

Мир символизма породил тип таинственного человека – загадки, человек, который вмещает в себя мир. Начал это Блэйк, изображая сотворение человека Богом из четырех стихий (это напоминало алхимию).

Основной пафос символизма – вызвать тревогу, растормошить человека, заставить человека искать ответы там, где ответов нет. Тогда человек начинает по-другому искать ответы на подсознательном уровне – это стратегии символистов.

Нет однозначности символов, могут брать как из христианства, так и из других религий и мифологий – концентрированный мифологизм, исчезают границы между временами, пространствами, традициями. В этом вечность и бесконечность.

Мистический человек окружен мистическими вещами с таинственной сущностью. В природе символисты любят странное, скрытое, загадочное. Больше всего они любят туман, дымку. Объектом мифологизации может быть любой объект.

12. СИМВОЛИЗМ. БОДЛЕР.
Эдипов комплекс (мать- известнейшая красавица своего времени, окружала его любовью, однако, выйдя замуж за военного, отправила его в частную школу). Очень рано почувствовал себя одиноким и несчастным и это ощущение пронес через всю жизнь. Был парижанином, много лет провел в "скитаниях" по Парижу (фланёр, наблюдатель). Совершает 2 путешествия- 1) внешнее- от богемных встреч до самого дна Парижа (притоны, лавки старьевщиков) 2) внутреннее путешествие. Темы сатаны, герои- Каины занимают большое место в творчестве (хотя сатанистом не являлся), на него подают в суд. в результате процесса из сборника изъяли 6 стихов, но его популярность сразу стала невероятной и по сути дала толчок всей карьере Б. Очень не любил, когда е называли символистом, считая себя декадентом.
Одна из особенностей восприятия Б- нарциссизм, "Бодлер и жизнь", он и все остальные. Очень подробное всматривание в перемены собственных настроений. "Поза Б"- поза человека, склонившегося над самим собой. Восприятие Б тройственное: он воспринимает мир исключительно через свой "светлый образ", анализирует не предмет, а свои чувства при его наблюдении. Самое интересное для него- наблюдение за своими собственными эмоциями от созерцания.
Б утомляли люди, даже поклонники. Б способен к невероятной концентрации, но период этой концентрации очень короток. Поэтому нет больших произведений, приверженцев малых форм. Такие же мгновенные вспышки и угасания в характере и поведении. У Б были поклонницы, но серьезных отношений не завязывал. Б периодически начинал "новую жизнь", чем испещрены все его дневники (но рядом соседствуют адреса проституток и драг-дилеров). Б - человек-середина, граница, не хочет ни в рай, ни в ад. Сатана ему не близок, он страшатся ада, но и к Богутоже не хочет, т.к. воспринимает и ад и рай как виды диктата.
"Эстетика безобразного" - стиль Б. Искал прекрасное в отвратительном и ужасном (в смерти, например). Свои сборники воспринимал как единое целое- считал, что стихи "живут" только все вместе, "работают" как один организм. Создал "теорию соответствий", многие вещи соответствуют друг-другу (самы известный- Сонет соответствия). Отдельное внимание уделял "благоуханиям", ароматам, они его будоражили.
Тема несправедливого Бога (к людям).
Тема женщины-кошки (жен-животного, хищницы, змеи).
Б приглашали к побегу (от реальности, которая его душит и мучит) - цикл "Плавание" (пер. Цветаевой)- призыв разорвать границы мира и выйти за его пределы, ибо этот мир мал для человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: