1) Позитивизм и его исторические формы. Философия науки в неопозитивизме и постпозитивизме. Позитивизм – философское учение 30х гг. XIX в.
это защита позитивной науки от метафизики, вопросы мз должны быть исключены из позитивной науки. Философия должна быть, опираться на факты, перестать оперировать абстрактными понятиями. 1 этап: Классический позитивизм Основоположник – О.Конт: считал, что в развитии истории 3 этапа:
1)Теологический(основа – бог, ему предписывают первопричинность и человекоподобие: три этапа: фетишизм, политеизм, монотеизм) 2)Метафизический(попытки постичь начало, но вместо богов – конкретные вещи; место единого бога – природа) 3)Позитивный (единственной формой знания становится научное знание.важное место - эмпиризм –подчинение воображения наблюдению. Философия должна составлять методологию для других наук. Спэнсер: «строение общества по аналогии с организмом» Милль: утилетаризм 2 этап позитивизма: Эмпириокритицизм Мах, Авенариус. Отправным пунктом теории познания Авенариуса является чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. Мах: интерес к научному познанию, организация ощущений субъекта в жизненной позиции; вместо понятия материи – элементы мира(кризис физики); критика атомизма; мир – комплекс ощущений, задача нуки – записывать эти ощущения. В америке – прагматизм(американская форма позитивизма) 3 этап: Неопозитивизм (Венский кружок: Шлип, Карнап, Нейрат, Райл, Рассел) Одно из основных направлений буржуазной философии 20-ого века; современная форма позитивизма. Основные идеи восходят к субъективно-идеалистическому эмпиризму и феноменализму (Беркли, Юм). Неопозитивизм отвергает возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Философия науки, предмет изучения философии – язык науки. «Философия лингвистического анализа», формализация языка Задача: разработка метода логического или лингвистического анализа знания (или языка - научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основании которого сложился логический позитивизм. Методология неопозитивизма: принцип верификации – разграничить научные (есть факты) и ненаучные формы; Конвенционализм – любая теория – результат соглашения. Проблема языка в заключении соглашения. 4 этап: Постпозитивизм (Поппер, Кун).Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания. КАРЛ ПОППЕР. Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Парадигма – совокупность методов, средств, ценностей, принятых в научном сообществе устоявшихся данных в данный период. понятие ценности – тема мировоззрения.
2) Понятие противоречия. Основные формы противоречия. Болезнь как сложное противоречивое явление. + Закон противоречия в диалектике. Всем предметам и организмам свойственны противоречия (катаболизм-анаболизм, торможение-возбуждение...). Это взаимодействие противоположных сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся в единстве и взаимопроникновении, выступая источником развития. + Существует множество видов противоречий, но для медицины важны внутренние и внешний противоречия (для толкования болезней). Этиология (внешняя среда) и патогенез (внутрення среда) существуют лишь во взаимодействии. + Противоречия подвижны, поэтому не всегда выражены четко. Соответственно применяют понятия: тождество, различие, противоположность, противоречие.
Тождество отражает что-то общее (4 варианта: взаимодополняемость, равновесие, возможность перехода одной противоположности в другую, возможность времененного объединения в условиях равнонаправленности). Абсолютного сходства не бывает, всегда есть различия (выражает несовпадение объектов). Различие в дальнейшем может переходить в более развитую форму - противоположность. Противоположности - одновременно существующие в предметах и явлениях углубленных различия сторон и тенденций, которые взаимодополняют друг друга. Противоположности условны, временны. Противоречие - такой уровень взаимодействия противоположностей, который является источником самодвижения, развития объектов бытия. + Этапы взаимоотношений противоположностей: нарушение равновесия между противоположности сторонами, возникает противоречие; обострение противоречий, их количественное накопление; одна из сторон преодолевает сопротивление другой (старое качество удаляется, возникает новое). Много вариантов разрешения: влияние одной стороны в другую; могут погибнуть обе и т.д. + Таким образом, патологическое состояние организма - это тоже своего рода целостность. Здоровье и болезнь находятся в неразрывной связи (находятся друг в друге, они едины, момент собственного отрицания). Болезнь - противоречивое явление, развивается на основе противоречивых тенденций. Разрушение - нарушение тканей при туберкулезе, защита - воспалительный процесс(защита - воспаление - при количественном избытке может потерять свое качество). Разрушение и защита взаимосвязаны и взаимоотрицают друг друга. Они могут взаимопревращаться. Развитие болезни схоже с развертыванием противоположностей (тождество, различия, противоположности, противоречия). Всё это нужно учитывать во врачебной деятельности.