Система и метод Гегеля. Натурфилософские вопросы медицины

Является представителем эпохи просвещения. Гегель(1770-1831) родился в Штутгарте, получил высшее образование по специальности философия и теология. Из многочисленных произведений главными являются «Феноменология духа» и «Наука логики».Его философские взгляды включали след направления:
1.) Учение о мировой идеи, абсол. духе. Абсолют. дух - нечто идеальное, начало реальности. Реальность - определенная мысль, разум, выступающий в роли творца бытийного мира. Абсолютная идея существовала вечно, даже до природы. Деятельность абсолютной идеи выражается в мышлении (оно постоянно развивается, приобретает новые облики, формы бытия).
2.) Идеалистическая система, в основе которой - саморазвитие идеи, "мирового разума". Три этапа:
а) Логика(тезис), в которой идея развивается сама по себе. Продукт саморазвития-логические категории: бытия,отношения, причинности, качества, количества и законы диалектики. Они образуют структуру абсолютной идеи.
б)Развитие идеи в виде явлений природы(антитезис). Поэтому вслед за логикой - науки о природе (физика, механика, органика).
в)Процесс развития идеи проявляется в форме философии духа (синтез) выражается в более конкретных направлениях: субъективный дух (учение о человеке), объективный дух (учение о праве, экономике и т.д.), абсолютный дух(то есть абсолютная идея находит местов абсолютном духе).Абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме логики.
3.) Формирование идеалистической диалектики. Диалектика - движет душу истинного познания; принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
+ Гегель дал обобщенный анализ важнейших категорий и объяснил противоречивость парных категорий (причина-следствие, случайность-необходимость).
+ Сформировал 3 закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон противоречия, закон отрицания отрицания.
4.) Применил диалектический подход к изучению исторического процесса. История - саморазвитие мирового духа; высший этап объективно-идеалистической философии.
5.) Обобщение достижений биологии и медицины (используя диалектический подход):
+ Соотношение органика и неорганики. Жизнь в себе содержит зародыш смерти. Черты жизни как процесса: самоформирование, самосохранение, размножение.
+ Физиологические основы жизненных процессов. Противоположные явления: созидание, разложение и т.д.
+ Соотношение части и целого в оценки болезни. Локализация болезни, которая может переходить во всеобщую жизнь организма.
+ Использование диалектических методов в объяснении меры в медицине.

2. Глобальные проблемы современности и здоровье человека.
Глобальные проблемы - совокупность таких острейших жизненных противоречий нашего века, от решения которых зависит дальнейшее развитие человечества и которые сами могуть быть разрешены лишь благодаря это развитию. Глобальные проблемы:
1.) Угроза термоядерного пожара, международный терроризм, атомные технологии, разрушения АЭС.
2.) Надвигающаяся близость экологической катастрофы.
+ Антропогенное разрушение биосферы.
+ Усиление темпов производственной, технологической деятельности человека.
+ Интенсивное сельское хозяйство (истощение почвы).
3.) Стремительный рост демографических явлений, урбанизации, расширения коммуникации и информатизации (в итоге - эмоциональные нагрузки, стрессы, формализация межличностного общения, перенапряжение нервной системы).
4.) Состояние нашей "внутренней" природы - нашего организма. Расшатывание генофонда, генная инженерия, интенсивность мутагенеза, гомосексуализм, некрофилизм, зоофилизм (отсюда СПИД и т.д.)

Билет

1. Французский материализм 18 века (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри).
Эпоха Просвещения. Материалисты, наиболее влиятельными из которых были: Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций. Их труды отражены в "Энциклопедии наук, искусств и ремесел".
1.) Учение о материи. Ламетри наметал ряд идей: форма неотделима от материи, связана с движением. Согласно Гольбаху и Дидро, материя существует сама по себе, являясь причиной всего (она сам своя собственная причина). Материальные тела состоят из атомов. Материя (Гольах) - все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Различные виды материи - первооснова мира.
2.) Идеи о познании мира на основе опыта. Возвышая разум, просветлители, одновременно признавали высокую роль в познании органов чувств, методов наблюдения, опыта.
3.) Взгляды на человека тесно связаны с естествознанием и механицизмом. Попытки объяснить с точки зрения механицизма жизнедеятельности человека.
Взгляды Ламетри (врач филосов):
+ Эволюция (развитие от несложных существ к более совершенным).
+ Попытка вещественного истолкования "животных духов", текущим по нервам. Органы действуют посредством нервов и некой материи.
+ Человек - искусно устроенных механизм ("Человек-машина"). Изучение человека с учетом механики тела поможет раскрыть механизмы чувственных восприятий и мышления человека. Человек - "чувствующая машина".
+ Ламетри критиковал идеалистические концепции в медицине (против витализма, духовной силы и т.д.)
4.) Возвышение роли разума, науки, образования сочеталось с резкой критикой религии. Необходимость отказа от идеи Бога (Гольбах, Дидро).
Таким образом, в мировоззрении французских материалистов важное место занимало доказательство независимости науки и религии и возможности формирования общества атеистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: