double arrow

Позитивизм и неопозитивизм


Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – это направление философии, объявляющее единственным истинным источником знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин «позитивизм» был введен одним из его основателей, французским социологом и философом О. Контом.

В процессе своей эволюции позитивизм прошел три стадии: первая, начальная стадия (XIX в.) связана с именами О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и др.; вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах. А. Богданов и др.), оформилась в конце XIX – начале XX в.; третья стадия – логический позитивизм, или неопозитивизм – возникает в начале XX в. и существует в наши дни.

Все три стадии эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Черты позитивизма:

1) высокая оценка науки, которая считается главным источником знания;

2) критика философии, отвержение ее проблем и понятий;

3) в гносеологии – приверженность сенсуализму и эмпиризму;

4) разработка методологии для всех наук;

5) религиозный критицизм, теория «двух истин» (научное и теологическое знание) и «богостроительство» (любовь к Богу заменяется любовью к человеку).

Философия лишается в позитивизме статуса «науки наук», становится особой деятельностью по обслуживанию науки, либо занимается обобщением научных знаний, либо становится логикой науки. Процесс познания становится единственным предметом философии. Процесс познания един, знание однородно, поэтому применение научных методов возможно при изучении не только природы, но и общества и человека.

На первой стадии эволюции позитивизма философия рассматривается в качестве инструмента упорядочивания наук, унификации познания, способов выявления общих для всех наук законов, которые можно также перенести и на исследование общества. Такими общими основаниями всех наук являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) стал основателем позитивизма и позитивной социологии. Конт в своих работах в качестве модели социальных процессов рассматривает организм; биология для него фундамент социологии. Конт считал, что открыл «закон двойной эволюции» – социальной и духовной – и воплотил его в концепцию трех стадий исторического развития. На первой стадии развития общества «инстинктивные импульсы» людей объединяются «теологическим синтезом» (едиными верованиями). Теологическая установка приводит к военно-авторитарному режиму в государстве.




Падение веры ведет к возникновению «метафизической эпохи» – эпохи тотального критицизма, которой соответствует тяга к демократии, к свержению монархического режима. Третья стадия, стадия «позитивного знания», обеспечивает органическую связь порядка и прогресса. Наука становится основой организации общественной жизни. Однако естественным путем ни сообщество ученых, ни народ не могут прийти к единству. Необходим второй «теологический синтез», обращение к богостроительской идее – религиозному культу человечества.

Закон трех стадий носит универсальный характер, считал Конт. Три стадии оказываются тремя закономерными этапами познания любого предмета: например, познавая огонь, люди сначала видели в нем бога огня Гефеста, затем – флогистон (особую огненную материю), в итоге пришли к научному объяснению горения, обратившись к кислороду.

Для решения задач реорганизации общества на рациональной основе и преодоления социальных кризисов нужно научное знание об обществе. Полагая, что наука об обществе должна заимствовать у физики ее точные методы, Конт разрабатывает «социальную физику», или социологию, устанавливающую законы общественного развития. Социология должна состоять из «социальной статики» (существующие структуры общества, взятые как бы в застывшем состоянии) и «социальной динамики» (изучает процессы социальных изменений). Социология является вершиной научного знания.



Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) является автором эволюционной теории общественного развития. Спенсер обосновывает всеобщность эволюционных процессов, понимаемых им механистически. Эволюционные изменения представляют собой механизм перехода от менее связанной формы к более связанной, от гомогенного, однородного состояния к гетерогенному, неоднородному. Эволюция, с его точки зрения, есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения. Предел, который эволюция не может перешагнуть, – это равновесие системы. Нарушение равновесия ведет к распаду, который становится со временем началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща абсолютно всему. Спенсер принципиально отказывается искать причины эволюции, так как наука, по его убеждению, неспособна проникнуть в суть вещей, а исследует лишь феномены, явления.

Общество – часть природы. Оно функционирует по законам живого организма. Оно не создано Божьей волей и не возникло в результате «общественного договора». Развитие общества идет от гомогенного состояния к гетерогенному. Наблюдается разрастание дифференциации социальных «органов» и возникновение между ними новых связей. Сословно-классовое деление общества Спенсер уподоблял разделению функций организма и считал его необходимым для любого общества. Поскольку общество, как любой организм, способно к саморегуляции, то наличие государственных органов в обществе не является необходимостью, считал Спенсер.

Развитие общества идет волнообразным путем, через нарушение равновесия и его восстановление. Военный строй принуждает, промышленный строй допускает личную свободу. Однако будущее – за третьим типом, в котором осознанное служение обществу будет одновременно и удовлетворением личных потребностей. Спенсер рисует картины будущего индустриального общества, открытого для международного сотрудничества, основанного на принципах самоорганизации и самоуправления, охраняющего права и свободы человека.

Второй исторической формой позитивизма был эмпириокритицизм, основоположниками которого являются швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896 гг.) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1896 гг.). Основоположники эмпириокритицизма разделяют позитивистскую идею упразднения старой метафизики. Однако, в отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься согласованием результатов научных исследований, классификацией научного знания, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений, «опыта» в сознании исследователя. Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта: нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта.

Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, осязаемого первооснову мира (материальную или идеальную). Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи). Чем монолитнее будет наш опыт, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, тем более эффективным будет его адаптационное действие. Принцип наименьшей траты сил («экономии мышления» по Маху) – основной принцип, которым должна руководствоваться философия. Этот принцип ориентирует на кумулятивистскую модель развития научного знания (лат. cumulatio – увеличение, накопление), предполагающую непрерывность роста науки, постоянное накопление знания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного.

Третий этап эволюции позитивизма – неопозитивизм, или логический позитивизм, возникший в 20-х гг. XX в. Среди представителей этого направления – английский мыслитель Бертран Рассел (1872-1970 гг.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.), члены так называемого «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк) и др. Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с предыдущими формами позитивизма. Однако логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.

Научное познание однородно. Критериями истинности в науке являются: взаимосогласованность предложений науки в соответствии с логическими правилами (критерий правильности построения высказывания); возможность сведения высказывания к чувственным данным или фактам. Опыт – совокупность фактов, зафиксированных в протокольных предложениях (типа «это – красное»), – является единой эмпирической основой науки. Если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо) и, значит, научно. Принцип верификации – основополагающий принцип неопозитивизма. Другой принцип неопозитивизма – редукционизм, сведение всего здания науки к проверяемому на опыте знанию.

С этими принципами тесно связаны идея единства научного знания и кумулятивизм, принцип «накопления» научного знания. Неопозитивисты попытались создать единую науку на основе универсального языка, языка физических явлений (физикализм). Однако привилегированный статус «протокольных предложений» был подвергнут затем сомнению – эти предложения трудно применить к общественным наукам и психологии, а также, поскольку эти предложения фиксируют наши ощущения, и их интерсубъективность (сходство или тождество чувственных представлений различных субъектов) доказать невозможно.

Одной из главных задач неопозитивизма была борьба с традиционной «метафизикой». Первый шаг программы пересмотра роли философии в познании – это выявление ненаучности традиционных философских идей, которые не сопоставимы с опытом. Второй шаг предполагает замену старой метафизики новой, «научной» философией. Новая философия не должна быть системой высказываний о чем-то трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Философия – не теория, дающая общую картину мира, это особая «деятельность» по прояснению понятий, логика науки, помогающая очищению языка науки от неправомерных обобщений. Третий шаг критики традиционной метафизики заключается в сохранении за ней особой области, далекой от науки. Для Л. Витгенштейна это сфера мистического, область «вопрошания», в которой не предусмотрены ответы. Область философии погранична искусству.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: