Кредиты Центробанка 48083 — —
Доходы от операций
с государственными
ценными бумагами и
прочие источники 11160 30579 49400
Внешнее заимствование 6237 42605 32400
____________________________________________________________________
Таким образом, объем финансовых ресурсов в 1996 г. должен составить 1347232 млрд.руб. против 727769 млрд.руб. в 1995 г. и 372873 млрд.руб. в 1994 г. Однако этот рост в значительной мере является эфемерным. Он достигнут за счет инфляционного роста цен и переоценки основных фондов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;
3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).
Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.
Приведенные данные свидетельствуют прежде всего об общем о т р и ц а т е л ь н о м с а л ь д о финансового баланса страны. Это тревожный показатель, поскольку покрытие отрицательного сальдо до 1995 г. обеспечивалось в основном путем эмиссии денег Центробанком, а с 1995 г. — через выпуск государственных ценных бумаг. Крупную часть аккумулируемых средств составляют трех- и шестимесячные государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые как дамоклов меч висят над правительством.
|
|
Данные таблицы говорят также о возросшем значении прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства на предприятиях. Вследствие произведенных по состоянию на 1 июля 1992 г., 1 января 1994 г., 1 января 1995 г. и 1 января 1996 г. переоценок основных фондов их стоимость повысилась с 1,5 трлн. руб. на начало 1992 г. до 251 трлн. руб. на начало 1996 г.
В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства в настоящее время перераспределяются через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.
Одновременно сократились централизованные доходы, аккумулируемые в государственной бюджетной системе. В условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировались в государственном бюджете, в 1996 г. эта доля снизилась до 40%. Резко сократились централизованные средства на капитальные вложения. Возросли дотации на продукцию угольной промышленности и ряда других отраслей. Крупные средства направляются на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджетной системы и внебюджетных социальных фондов. Сейчас более половины всех социальных расходов покрывается из внебюджетных фондов.
|
|
Следует иметь в виду, что развитие внебюджетных фондов ведет к распылению средств, не дает возможности маневренного их использования, концентрации на приоритетных направлениях развития экономики, при внебюджетных фондах ослабляется контроль за расходованием государственных средств. В соответствии с Указом Президента России от 22 декабря 1993 г. большинство государственных внебюджетных фондов должны быть включены в состав республиканского бюджета Российской Федерации. При этом целевой характер использования средств этих фондов сохраняется.
Финансы Российской Федерации находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны.
þ Задача состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.