double arrow

Вопросник

4

Первый блок «Родители, дом, детство, учеба». Здесь следует выяснить условия, в которых прошло детство респондента: как бытовые, материальные, так и психологические, духовные. Насколько комфортным было существование в семье родителей, какое положение на социальной лестнице занимали родители и семья в целом, устраивало ли это положение респондента, или хотелось «вырваться», жить по-другому, Насколько условия жизни в семье родителей явились стимулом для сохранения/изменения социального статуса респондента. В чем проявилось желание изменить этот статус: образование, зарабатывание денег и т.д.

Очень важны вопросы об образовании. Здесь следует выяснить следующие моменты:

- отношение к образованию вообще, насколько обязательно «хорошо учиться», получение дальнейшего образования (среднего и высшего).

- Является ли по мнению респондента образование обязательным условием становления успешного человека, уважаемого человека, удачливого человека.

- Какова была мотивация респондента в получении/неполучении образования, в выборе специальности и т.д.

- Студенческий быт, атмосфера, идеологическое давление (или его отсутствие).

- Какие были планы на карьеру после окончания учебы

Второй блок «Работа, материальное положение». В этом блоке сначала следует вызвать респондента на разговор о его работе при советах. Какова была атмосфера в трудовом коллективе, каковы были возможности карьерного роста? Была ли у респондента мотивация к карьерному росту и как и почему сложилось или не сложилось. Важно получить искренний ответ на вопрос 21: «Как вы воспринимали работу – как долг, как самореализацию, как главное дело в жизни или просто как способ заработать на жизнь?». Что мог позволить себе респондент и его семья при советах? Получали ли он удовлетворение моральное и материальное от работы?

Конец 80-х-нач.90-х принесли значительные изменения во всех сферах общества. Встали заводы, закрывались научные институты, во многих организациях произошли массовые сокращения. Огромное количество людей осталось без работы. Но даже сохранившие работу были поставлены в крайне тяжелые условия, поскольку зарплата не выплачивалась по многу месяцев или выплачивалась продукцией, производимой на данном предприятии. С другой стороны, появились новые профессии и новые места работы, где можно было неплохо заработать: коммерция, т.н. «челноки», люди, которые ездили в Москву, Турцию, Польшу закупать товар, привозили его на себе и продавали. На рынках страны в качестве продавцов оказалось множестве людей с высшим образованием. Переход в категорию челноков был связан, кроме всего прочего, со значительными моральными издержками, поскольку работа «мешочника» и «торгаша» традиционно считалась недостойной образованного интеллигентного человека. Тем не менее, в этой области на заре независимости можно было заработать значительные средства. Кроме того, такая деятельность во многих случаях стала стартовой площадкой для развития различных форм малого и крупного бизнеса. В этой связи следует выяснить, каково отношение респондента к людям, решившимся изменить профессию и род деятельности. Это беспринципные обманщики, наживавшиеся на других людях или умные, энергичные, деятельные люди, которые не стали ждать у моря погоды, во время отреагировали на изменения и заняли достойное место в новом мире.

Основная масса населения должна была выживать в условиях практически или полного отсутствия средств и тотального дефицита товаров. В эти годы были изобретены совершенно невиданные доселе способы повседневной адаптации к суровой действительности. Например, в отсутствие сигарет окурки продавались пол-литровыми банками; вместо алкоголя – мазали гуталин на хлеб; самогон делали из томатной пасты, стирального порошка; колготы на взрослых делали из детских, распуская петли и т.д. Именно к этому времени относятся анекдоты: «Вы вымыли руки с мылом? Значит чай будете пить без заварки» или «–Безобразие, почему одеколон без этикеток? – Какая вам разница! – Это вам нет разницы, а мне на стол ставить!» Здесь весьма интересно выяснить, какие способы выживания использовались респондентом, как умудрялись не смотря ни на что во что-то одеваться, что-то есть, как-то принимать гостей, учить детей и т.д.

Третий блок «Общество». С распадом СССР и провозглашением независимости не у дел оказались многочисленные райкомы и обкомы комсомольские и коммунистические, тем не менее, представители старой власти удивительным образом оказались представителями же и новой, наиболее успешными коммерсантами, «владельцами фабрик, заводов, газет, пароходов». Здесь интересно выяснить, имел ли отношение респондент к власти при советах, и как сложилась его судьба после; если же не имел, то каково его отношение к старой и новой власти, их судьбах, честности, народности и т.д.

Советская власть заботилась о воспитании в своих гражданах т.н. «подросткового сознания», осознания, что нужно честно и много трудиться, а «государство позаботиться» о наиболее важных вопросах: даст бесплатное образование, место работы, построит по очереди жилье, обеспечит бесплатным медицинским обслуживанием, поддержит многодетные семьи и т.д. Иными словами, никакой активности и самостоятельности в социальной сфере от человека не требовалось, более того, не приветствовалось. С провозглашением независимости, многие подобного рода вопросы стали личной проблемой отдельного человека, к чему многие оказались не готовы. С другой стороны, появились новые категории населения, которые государство поддерживало при помощи различных льгот: «чернобыльцы», «афганцы». Здесь будет важным выяснить, должно ли государство оказывать помощь населению, если да, то кому, когда и в какой степени?

Крайне важно выяснить каково мнение респондента о советском и постсоветском обществе в целом. Как изменилась атмосфера, как повлияли перемены на отношения между людьми, стали ли они более прямыми, деловыми, открытыми или наоборот: более циничными, безразличными, нетерпимыми.

Четвертый блок «Культура». Перестройка и последующие годы произвели подлинный переворот не только в мире материальном, но и в сознании людей, в представлении их о картине мира. Во-первых, в разы вырос объем информации в целом. Во-вторых, информация эта противоречила и отменяла многое, что казалось хотя бы относительно понятным до сих пор. Появляется огромное количество статей и книг по различным историческим проблемам, происходит переоценка известных личностей и их роли в истории, вскрываются прежде замалчиваемые темы (репрессии, насильственная коллективизация, культ личности, Великое княжество Литовское и пр.). В то же время в СМИ стали освещаться т.н. «новые явления». Заговорили об НЛО, полтергейсте, параллельных мирах, барабашках, карме и ауре, на ТВ появились Чумак и Кашпировский, экстрасенсы и астрологи. Произошло возвращение религии, появилась даже своеобразная «мода на религию», в новостях появляются обязательные сюжеты об участии представителей власти в богослужениях в христианские праздники. В то же время появляется значительное количество «новых религий», сект.

Здесь важно попытаться выяснить, как изменилась структура мира в сознании респондентов после отмены обязательного исторического материализма, что увлекло больше всего, в чем искали истину, что помогло с меньшей долей травматичности пережить ломки старых стереотипов и выкристаллизовать новую идентичность, осознать собственное место в новом мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: