• Соотносить предмет с его функциями.
• • •
Детям предлагают послушать стихотворение В. Приходько «Пылесос» и сказать, о каком предмете (о чем) в нем говорится.
Батюшки, сколько пыли!
Где же вы раньше были?
Меня вы совсем забыли...
Ладно, ладно, не страшно.
Все ясно.
Изумительно грязно!
Просто прекрасно!
Для меня это шутка.
Еще минутка —
Там уже чисто.
А тут как?
Не устали от чуда?
Нет, покуда?
Ну разве я не чудо?
Да, кстати,
Загляну еще раз
Под кровать.
Потом пройдусь по ковру.
На полке книги протру —
И снова в углу замру.
ОСА
• Соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
• О О
Детям читают стихотворение В. Приходько «Оса». Просят охарактеризовать осу (сказать, какая она); изобразить дружелюбную осу.
Когда мы с мамой варим вишню. Наверно, осам это слышно. И осы к нам в окно летят. Варенья нашего хотят.
На кухне, где кипит варенье, Осиное столпотвореньеу
За ними нужен глаз да глаз. От них мы закрываем таз.
А я возьму варенье в ложку, Немножко капну на ладошку И крикну: — Вот тебе, оса, Посадочная полоса.
Приятно маленькой сластене Варенье пробовать с ладони. Прильнет, и усики нагнет, И красный сок сосать начнет.
Проходит длинная минута, А мне не страшно почему-то, Ведь не ужалит без нужды Оса,
Не чувствуя вражды?
Оса
Мне кожу пощекочет.
Оса
Сказать как будто хочет:
— Дружи со мной
И никогда
Не трогай нашего гнезда.
СОВКА-СПЛЮШКА
• Знакомиться с однокоренными словами (сплюшка, сплю, спишь).
• • •
Детям читают стихотворение В. Приходько «Совка-сплюшка» и предлагают изобразить совку-сплюшку.
Вы видали совку-сплюшку. Умолкала и — сначала:
Вечно сонную старушку, «Сплю-сплю-сплю!»
Совку-сплюшку, Я уселся у осины,
Сплюшку-совку— Долго слушал крик совиный:
И болтушку и плутовку? «Сплю-сплю-сплю»...
Мне в лесу она кричала: Я обманшиц не люблю! «Сплю-сплю-сплю!»
Если ты и вправду спишь, Почему же ты кричишь?
РЫБАКИ
.. Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
• • •
Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки» (перевод со словацкого Г. Кружкова) и предлагают изобразить события, о которых в нем рассказывается.
Два утенка шли к реке, Заскакали поплавки.
Каждый с удочкой в руке. Закричали рыбаки:
— Рыбу — ты, — Ура, кит!
— Рака — я! — Ура, кит! Радуются, крякая. Заплясали у ракит.
Но ползут из-за куста Два воришки, два кота:
— Рыбу — я,
— Рака — ты. Удирать пора, коты!
РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ
(ИГРЫ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)