Этапы развития личности по Э. Эриксону

Центральным для теории развития Э. Эриксона является положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии c эпигенетическим принципом созревания. Эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося "плана личности", который наследуется генетически.

Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона базируется на следующих положениях:

1) каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное

для нее время ("критический период");

2) полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий;

3) каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду на этой стадии;

4) каждая из восьми стадий характеризуется ("фазо-специфической") эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.

Характерные модели поведения обусловлены тем, каким образом разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Э. Эриксон особо подчеркивает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации". Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью.

Этапы развития личности по Э. Эриксону:

Стадия Возраст, лет Психосоциальный кризис Сильная сторона
Орально-сенсорная 0-1 Базальное доверие-базальное недоверие Надежда
Мышечно-анальная 1-3 Автономия – стыд и сомнение Сила воли
Локомоторно-генитальная 3-6 Инициативность-вина Цель
Латентная 6-12 Трудолюбие-неполноценность Компетентность
Подростковая 12-19 Эго-идентичность-ролевое смешение Верность
Ранняя зрелость 20 – 25 Интимность - изоляция Любовь
Средняя зрелость 26-64 Продуктивность - застой Забота
Поздняя зрелость 65 и выше Эго-интеграция - отчаяние Мудрость

Зрелость личности Э. Эриксон понимает как ее идентичность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый им образ самого себя и соответствующую окружающему миру форму поведения. Идентичность связана с чувством личной тождественности и исторической непрерывности. Идентичность придает психической жизни ее целостность как форму, которая будет сохранять и направлять все динамические изменения, вызываемые условиями, которые всегда конкретны и исторически обусловлены.

В определении идентичности, данном Э. Эриксоном, можно выделить три элемента:

1) молодые люди должны постоянно воспринимать себя "внутренне тождественными самим себе". В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ самого себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим;

2) значимые другие люди также должны видеть "тождественность и целостность" в индивидууме, то есть юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них;

3) молодые люди должны быть уверенными, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности или ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Э. Эриксон подчеркивает, что жизнь - это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность - это борьба "на всю жизнь".

В детском возрасте обычно выделяют "кризис первого года жизни", "кризис трех лет", "кризис 6-7 лет" и "подростковый кризис (10-11 лет). Для периодов кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение "социальной ситуации развития", смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрытно, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. [7. Талайко С.В. – Психология личности]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: