Проблема психологической адаптации

В частности, нам представляется важной дифференциация онтогенетической социализации и социально-психической адаптации личности в данной социальной (в частности, в групповой) среде. Для решения этой задачи, важность которой отмечена и другими авторами, мы исходим из положения, согласно которому личность может быть социализированной, но дезадаптированной.

Более того, дезадаптированность человека может быть прямым следствием высокой степени и полноты его социализированное™. Поэтому нам представляется не совсем точным утверждение некоторых авторов, будто «социально-психическая адаптация — один из путей более полной социализации».

Как мы покажем в дальнейшем, можно выделить целые классы девиаптнои и патологической адаптации, которые отнюдь не способствуют социализации личности в той группе, где протекает ее основная деятельность.

Эти мысли можно проиллюстрировать с помощью следующего обобщенного примера (конкретные случаи которого в жизни встречаются очень часто): большинство членов социальной группы воспринимают официальное требование принятия норм и других ценностей этой группы, предъявляемых лидером и другими членами, обладающими высокими статусами, в качестве формального ожидания, к которому следует внешне приспосабливаться без принятия групповых ценностей и норм в качестве эталонных. Но в этой же группе могут быть достигшие высокого уровня социализированное™ лица, которые идентифицируют себя с группой (с ее ценностями, символами, лидером), участвуют в групповой деятельности в силу эффективной внутренней мотивированности, вовлекаясь в эту деятельность существенными аспектами своей личности. Иначе говоря, для таких лиц групповые ожидания стали внутренними мотивами, а групповой контроль над их поведением, вследствие интернализации, — самоконтролем.

Если в группе мало индивидов, достигших высокого уровня социализированное™, тогда они нередко могут оказаться в социально-психологических проблемных конфликтных ситуациях, в которых у них возникает «нормативный бунт» против плохо социализированного большинства (то есть резкое требование подчиниться групповым нормам, уважать ценности группы и т. п.). Эти переживания и их поведенческие проявления характерны для плохо приспособленных, дезадаптированных людей. [3.Зотова О. И., Кряжева С. 219-222]

Человек, оказавшийся в состоянии подобной дезадаптированности, становится нонконформистом, но не в отношении официальных и формализованных ценностей и ожиданий данной группы (и всего общества, если группа является коллективом), а лишь в отношении неформальной «культуры» плохо социализированного большинства членов малой группы. В той мере, в какой такая личность не в состоянии адаптироваться к ценностям, нормам и ориентациям большинства, а также к тем ожиданиям, которые они к нему предъявляют, она будет дезадаптированной. Здесь перед нами — групповая ситуация, в которой приемлемой стратегией, обеспечивающей адаптацию каждого индивидуального члена, является конформизм. Но если личность не способна к конформному поведению того типа, которого от нее требуют, тогда она не может достигнуть полноценной адаптированности в том понимании этого состояния, которое мы предложили выше.

Следует сказать, что в состоянии подобной дезадаптированности чаще всего оказываются те индивиды, которые участвуют в деятельности групп, первоначально преследовавших коллективистические цели и обладавших основными признаками коллектива. Если такие группы под влиянием новых членов или других факторов приобретают корпоративные черты, то первоначально коллективистически социализированные личности постепенно могут стать меньшинством, оказавшись в состоянии социально-психической дезадаптированности устойчивого ситуативного типа. Таким образом, один и тот же член социальной группы, вследствие своей социализированности на одном уровне социальной иерархии, достигает адаптированности, однако по той же самой причине на другом уровне оказывается в положении дезадаптированности. Более того, на различных уровнях социально-психологического развития одной и той же группы (от коллектива к корпорации или в обратном направлении) степень адаптированности личности может изменяться, начиная от практически полной нормальной адаптированности до такого уровня дезадаптированности, когда она психологически изолируется в группе и вынуждена покинуть ее, поскольку уже не в состоянии найти механизмы и стратегии преодоления повторяющихся конфликтных ситуаций.

Групповая социализация и адаптация в группе не идентичны. Как социально-психологические процессы они могут находиться в различных соотношениях. Социализированное™ личности, в зависимости от конкретной групповой ситуации, может стать основой как для адаптированности, так и для дезадаптированности. Если в данном обществе моральные нормы и принципы, а также другие общечеловеческие ценности служат, главным образом, средством маскировки эгоистических стремлений, то есть если доминирующей социальной ориентацией людей является двуличие, то вполне естественно, что социализированность личности, осуществленная путем интернализации общечеловеческих ценностей, может стать постоянной причиной фрустрированности и дезадаптированности.

Онтогенетическая социализация есть процесс интернализации групповых норм, ценностей и типичных форм поведения, имеющий место в ходе индивидуального психического развития индивида. Она может осуществляться на уровнях малых социальных групп, организаций и всего общества.

Адаптированность личности в группе — такое ее состояние, которое позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие, конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения и собственной ценности, значительности.

Для более четкого восприятия различий социализации и адаптации следует иметь в виду, что в некоторых типах групп основным условием достижения состояния адаптированности является отказ от прогрессивных ценностей всего развивающегося общества.

Эти вопросы воспримутся отчетливее после ознакомления с разновидностями социально-психической адаптации и адаптированности личности.

Поскольку личность одновременно является членом нескольких групп, то в некоторых из них она может быть хорошо адаптирована, в других — хуже. Она может быть членом и таких групп, в которых ее положение близко к полной дезадаптированности. Например, при хорошей адаптации в трудовом коллективе личность может быть дезадаптирована в семье. В этой связи возникает, конечно, вопрос о переносе способов поведения и, в частности, адаптивных процессов, тактик и стратегий из одной социальной группы в другую, об их модификациях, трансформациях и т. п. Можно также поставить вопрос: может ли дезадаптированная в своих первичных и референтных группах личность быть нормально адаптированной в других группах? Для ответа на данный вопрос необходимо осуществить эмпирические исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: